Интервью

img
Валерия Барышева
Журналист

Наталья Бенеславская: «Для меня стало открытием, что в больших компаниях возможно принимать решения, исходя не только из интересов бизнеса, но и из интереса сохранения окружающей среды».

17 августа 2017 в 08:02

Когда речь идет о вопросах устойчивого развития, на ум приходят сотни сложных терминов, научных работ и просто риторических вопросов.

Концепция устойчивого развития – важнейший аспект формирования цивилизации. Это долгий поступательный процесс, состоящий из внедрения новых идей или работы над старыми ошибками.

Наглядным примером продвижения идей устойчивого развития на предприятии является всемирно известная компания ИКЕА. О том, как концепция устойчивого развития стала основополагающим критерием деятельности компании, рассказала нам менеджер по устойчивому развитию ИКЕА Наталья Бенеславская.

На фото Наталья Бенеславская/ informupack.ru

Что входит в понятие устойчивого развития для работника ИКЕА?

Устойчивое развитие – это наука о том, как расходовать ресурсы так, чтобы хватило нашим детям. Ведь мы все рассчитываем на то, что они будут жить не менее счастливо, чем мы.

В 2012 году в ИКЕА появилась стратегия, которая называется «Да — людям и планете!». В ней прописаны наши основные направления работы. Первая часть стратегии рассказывает, как мы можем помочь покупателям жить более экологично. Вторая посвящена экологичности нашего бизнеса: в ней описаны цели по обращению с отходами, энергоэффективности, использованию возобновляемых источников энергии и снижению водопотребления. Помимо этого, мы смотрим за тем, из каких материалов сделаны наши товары и насколько они экологичны. Третья часть связана с людьми, сообществами и благотворительностью. Сюда относится кодекс поведения IWAY, определяющий требования компании к поставщикам – запрет на детский труд, охрану окружающей среды, ответственное лесопользование и многое другое.

Как менялось ваше личностное сознание, когда вы начали работать в крупнейшем мебельном холдинге?

Когда я пришла работать в ИКЕА, у меня уже было понимание необходимости бережного отношения к природе. Что касается изменения моей личностной позиции: для меня стало открытием, что в больших компаниях возможно принимать решения, исходя не только из интересов бизнеса, но и из интереса сохранения окружающей среды. Причем на сознательном уровне, искренне: не для гринвошинга или красивых отчетов. ИКЕА – шведская компания, а в шведском характере изначально заложена бережливость и умение планировать будущее. Экономное распределение ресурсов и собственного времени у шведов «в крови».

У нас есть основополагающий документ, в котором прописаны по пунктам все наши ценности. Одна из них – это личностное отношение каждого сотрудника к окружающей среде и его вовлеченность в процессы устойчивого развития. Когда мы нанимаем людей на работу, то уже в процессе подбора персонала смотрим на их взгляды на сохранение природы.

Как вы проводите корпоративные программы и приобщаете к экологичному образу жизни сотрудников компании?

Мы проводим собеседование с кандидатом, которое определяет, соответствуют ли его ценности ценностям ИКЕА. Мы подбираем людей, которым экологичный образ жизни близок, и рассказываем о том, насколько такая бережливая политика полезна и важна. Некоторые элементарно не знают, в какой контейнер нужно класть пластиковые бутылки. Наша задача – донести до своих сотрудников эту и другую важную информацию. Мы еженедельно публикуем новости, проводим различные акции для поднятия интереса к теме экологии и понимания ее важности.

Наталья, а в чем разница между вашими направлениями стратегии «Да — людям и планете!» для «покупателей» и для «людей»?

Вся наша продукция для покупателей разрабатывается с учетом идеи устойчивого развития. Есть целый ряд товаров, которые созданы, чтобы помогать нашим покупателям жить более экологично. Например, светодиодные лампочки экономят до 85% энергии, по сравнению с лампами накаливания. Плотные шторы, не пропускающие свет, летом защищают комнаты от излишнего нагрева и позволяют меньше включать кондиционер. Для раздельного сбора мусора мы производим удобные баки и контейнеры, а чтобы помочь покупателям сократить потребление воды – краны, экономящие до 40% воды при неизменном напоре. Также мы хотим вдохновить людей на более здоровый образ жизни – в этом могут помочь, например, теплички для выращивания домашней зелени. Что касается общих положений концепции устойчивого развития для людей, здесь мы глобально призываем к ответственному отношению к окружающей среде и улучшению качества жизни.

Идеи устойчивого развития пришли к нам от европейских подразделений ИКЕА? Чем отличается русская ИКЕА от западной?

Основные идеи формируются в головном офисе, а их реализация может отличаться в разных странах в зависимости от их специфики. Например, нам в России не так актуально рассказывать покупателям, что можно сохранять тепло с помощью теплого ковра – в Европе, где в домах отопление можно регулировать, это разумная мера, а у нас почти повсеместно функционирует центральное отопление. В области переработки отходов инициативой ИКЕА Россия стало создание сервиса по утилизации ртутных ламп. На выходе из всех магазинов ИКЕА установлены желтые контейнеры, в которые можно выкинуть использованные лампочки. Хоть мы и адаптируем наши процессы под российские реалии мы стараемся смотреть на экологическую ситуацию в мировом масштабе. Для глобальной ИКЕА сейчас в приоритете стоит переход на возобновляемую энергию. Сейчас средний показатель ИКЕА по миру – 71%. То есть мы производим с помощью возобновляемых источников 71% энергии от потребляемой. В России этот результат пока гораздо ниже. Но есть сферы, в которых мы опережаем другие страны, например, устойчивое лесопользование. В планах ИКЕА к 2020 году перейти исключительно на древесину, сертифицированную Лесным попечительским советом. Уже сейчас в России этот показатель достигает 97%, в мире – 76%.

Собирается ли вторичное сырье у населения? Или у вас происходит рециклинг на производстве?

Мы стремимся реализовать принцип экономики замкнутого цикла, при которой отход используется как сырье для производства новой продукции. В нашем ассортименте много товаров из вторичного сырья: из ПЭТ-бутылок мы производим наполнитель для подушек ЭРЕНПИС; наш стул ОДГЕР на 30% состоит из древесины и на 55% из переработанного пластика; табурет-лестница МЭСТЕРБИ изготовлен из переработанного пластика на 100%. В магазинах ИКЕА в Санкт-Петербурге, собираются картонные отходы, из которых изготавливаются коробки ПАППИС, ФЛЮТТБАР, ФЬЕЛЛА.

Не ухудшаются ли свойства этих товаров, и нет ли вреда для использования их в домашних условиях?

Пластик при переработке не становится токсичным. Как и при любом рециклинге минимальный процент механических свойств материала меняется, но это абсолютно незаметно для пользователей. Первый приоритет для компании ИКЕА – безопасность, поэтому мы предлагаем только те решения, которые не вредны для покупателя.

Покупатели знают, что это переработанный товар?

Не всегда. Но материалы, из которых изготовлен тот или иной продукт, всегда прописаны. Не стоит думать, что товары из вторичного сырья имеют низкое качество. Вы не отличите их по внешнему виду и характеристикам от товаров из первичных материалов.

Цена на такую категорию товаров ниже обычного?

Использование переработанного сырья позволяет нам экономить при производстве. При этом цена на конечный продукт также падает.

Политика компании ИКЕА – потрясающий пример для других производителей. Не за горами, как я понимаю, полный переход на цикличную экономику?

Мы планируем, что к 2020 году 50 % не возобновляемого сырья, используемого для производства наших товаров, будет вторичным. Возобновляемые материалы это, например, древесина, картон, текстиль. А невозобновляемые – это металл, пластик, стекло.  Мы хотим увеличить объем переработки невозобновляемых материалов, постоянно ищем новые материалы и технологии.  

Мы желаем вам успехов. И, напоследок, расскажите интересную историю про ИКЕА?

Наверняка многие покупали нашу мебель в плоской упаковке, но мало кто знает, как она появилась. Одному из первых сотрудников ИКЕА, дизайнеру Гиллису Лундгрену, еще в первой половине прошлого столетия пришла мысль продавать мебель в разобранном виде, когда он пытался положить в багажник машины стол с длинными ножками. Так началась революционная история плоских упаковок и самостоятельной сборки! 

Загрузка