Статья

img
Анастасия Громова
Главный редактор

Расслабьтесь. Цены все сделают за Вас

26 декабря 2018 в 12:04 79731

2018 год для России был насыщен важными и масштабными событиями. Выборы Президента, Чемпионат мира по футболу, не стихающие санкции против РФ, ряд законов, всколыхнувших общественность (принятых и рассматриваемых), таких как пенсионная реформа, повышение НДС и тарифов ЖКХ. Невозможно обойти вниманием и майский указ Президента, определивший амбициозные национальные цели развития страны на весь предстоящий президентский срок.

На прошедшей 20 декабря пресс-конференции Владимир Путин рассказал об итогах уходящего года. Цифры позитивные, «позитивные» именно в таком неоднозначном для современного сленга значении этого слова. Сказать, что Россия сделала какой-то прорыв, язык не повернется, но ВВП, так или иначе, растет (за 10 месяцев 2018 года рост составил 1,7%), промышленное производство тоже – 3%, самый высокий рост показала обрабатывающая отрасль – 3,2%. Были обозначены также: рост инвестиций, объема розничной торговли и потребительского спроса, рост уровня зарплат и снижение безработицы. Говоря о прогнозах на ближайшие годы, Президент отметил: «Нам нужно войти в другую лигу по качеству экономики, на это и направлены наши национальные проекты».

Упаковочную промышленность называют одним из перспективных секторов развития российской экономики, который не только испытывает на себе влияние внешних процессов, но и сам прямым образом может на них влиять.

О том, как за последний год изменился рынок упаковки из картона и гофрокартона, и что ждет нас в ближайшем будущем, поговорим сегодня. В последние 10 лет этот сектор упаковочной промышленности потерял пальму первенства, уступив место упаковке пластиковой, но, во-первых, эксперты предсказывают перемены, во-вторых, даже при нынешних показателях налицо опережающее развитие отрасли.


Сначала о цифрах


Как распределился рынок в 2017-2018 гг. Производство тарного картона медленно, но верно растет, по данным аналитиков издания ИнформУпак, в середине года прирост составил 1,5% по отношению к аналогичному периоду 2017. Наибольший прирост объемов производства пришелся на бумагу для гофрирования из полуцеллюлозы (+9,6%) и из макулатурного сырья (+2,6%). Общий объем производства бумаги для гофрирования за первое полугодие 2018 г. составил 812,2 тыс. тонны. Доля целлюлозного тарного картона находилась на уровне 2017 г. и составила 54,7%, в т.ч. доля произведенного в России крафт-лайнера – 44,5%, тест-лайнера – 15,9%, бумаги для гофрирования – 39,6%, (бумага из полуцеллюлозы – 10,1%, флютинг макулатурных сортов – 29,5%).

По информации, предоставленной компанией ГОТЭК, в декабре прирост рынка тарных и макулатурных картонов составил 2,4%.

Важно, что в последние два года происходит стабильный рост рынка гофротары в большинстве регионов РФ, а не только в Центральном, как это было раньше. Регионы создают серьезные производства картона и гофротары, что упрощает перевозку, позволяет сократить затраты. По итогам первого полугодия 2018 г. увеличение объемов производства тарного картона наблюдались в Центральном, Южном и Приволжском Федеральных округах.

Объем выработки гофрированных бумаги и картона по итогам первого полугодия 2018 года вырос на 2,0%, составив 1 376,4 млн м2 (в рулонах или листах). За указанный период также отмечен рост выпуска ящиков и коробок из гофрированных картона и гофробумаги. Уровень выпуска такой гофропродукции в целом по России за рассматриваемый период стал выше на 9,6%, составив 2 646,5 млн м2 (ИнформУпак). Общий прирост рынка к декабрю 2018 составит 261 млн м2 или 4,1% (ГОТЭК).

В целом, все отмечают, что динамика производства упаковки из гофрокартона повторяет темпы роста макропоказателей, и имеет тренд к снижению темпов во втором полугодии вслед за промышленным производством и обрабатывающими отраслями.

Рост выпуска гофрокартона и гофроупаковки стал результатом реализации в 2017-2018 гг. ряда крупных проектов строительства и расширения мощностей, в т.ч.: Европак в Воронеже, Павлово-Посадский гофрокомбинат в Подмосковье, развитие площадки НчКБК в Московской области и производства многослойного картона на ООО «Ярославский картон», а также модернизация и приобретение перерабатывающего оборудования рядом производителей.


Причины растущего спроса


Почему будет продолжаться рост спроса на картон и гофрокартон. Есть мировые тренды, которые уже прочно стали частью нашей жизни. Во-первых, это ужесточение мер, направленных на охрану окружающей среды. Во всем мире принимают все новые нормативно-правовые акты, предполагающие снижение влияния упаковки на экологию. В связи с этим непрерывно продолжается поиск экологичных биоразлагаемых материалов, разрабатываются новые технологии, в разных областях пластик начали заменять бумажной и картонной упаковкой.

Если говорить о локальных российских трендах, способствующих росту рынка упаковки в целом и гофроупаковки в частности, то здесь на первом месте стабильный рост пищевой промышленности, на который известное влияние оказала реализуемая в нашей стране программа импортозамещения. Ограничительные санкции привели к снижению импорта. Что интересно, в 2018 году вырос процент экспорта пищевых продуктов, и по оценкам экспертов, в натуральном выражении он составил порядка 30 млрд долларов США.

Последние 3 года можно наблюдать рост экспорта гофрокартона и упаковки. Всего в 2017 году было экспортировано 38,3 тыс. тонн (примерно 81,5 млн м2) гофрокартона на сумму 25,8 млн долларов. Объем экспорта гофрокартона товарного за 1 квартал 2018 г. составил 9,3 тыс. т (7,1 млн долларов), что на 15,5% больше, чем за январь-март 2017 г. Всего в 2017 году было экспортировано 60,3 тыс. тонн (примерно 128,2 млн м2) гофропродукции на сумму 49,1 млн долларов. По сравнению с 2016 г. объем экспорта гофроупаковки в натуральном выражении вырос на 8,1%. В денежном выражении экспорт продемонстрировал рост на 16,7%. Объем экспорта гофроупаковки за 1 квартал 2018 г. вырос на 15,2% по отношению к аналогичному периоду 2017 г. и составил 13,6 тыс. т (12,4 млн долларов).


Цены


Цены на гофропродукцию за первые 10 месяцев 2018 года выросли в среднем более чем на 17% и продолжили расти в ноябре-декабре. Рост цен на тарные картоны составил более 30%.

Во-первых, повлиял значительный рост цен на исходное сырье. В уходящем году образовался очевидный дефицит целлюлозы на мировом рынке, что с высоким ростом спроса привело к ее значительному подорожанию. Крупные мировые компании несколько раз в год объявляли о повышении цен на целлюлозу, следующее повышение ждет рынок в январе 2019. То есть тенденция продолжится.

Во-вторых, на сегодняшний день самый высокий спрос на картон и гофрокартон в мире наблюдается в Китае, растет он и в Индии. Что касается Поднебесной, то Европейские страны поставляют туда все больше бумажной продукции, соответственно для других рынков, российского, в первую очередь, цены растут. Также, с конца 2017 года Китай ограничил ввоз отходов, в том числе макулатуры. А так как заменить ее можно только целлюлозой, то удержать на нее цену нет никаких шансов.

В среднем на внешнем рынке за год цены на картон и гофрокартон поднялись на 45-55%. Это очень высокие показатели, и, с одной стороны, российский рынок следует за мировой тенденцией, но с другой – цены продолжают расти даже в период стагнации на внешнем поле. Причины связаны с нашими внутренними законами развития рынка, сложно оценить, насколько они соизмеримы с действительным ростом цен.

В России на работу ЦБ комбинатов влияет множество факторов, начиная с того, что Дмитрий Медведев подписал Постановление № 1363, согласно которому ставки на аренду участков для лесозаготовки и на сами лесные ресурсы с 2018 года увеличатся на 44%, заканчивая высокими ставками по кредитам и дорогим обслуживанием импортного оборудования. Для производителей ситуация также усложняется тем, что ставки экологического сбора на бумажную и картонную упаковку подняли в два раза.


Перспектива


Очевидно, что рынок упаковки будет меняться, но что ждет нас в ближайшей перспективе, можно спрогнозировать уже сейчас. Если говорить о цифрах, то, например, Минэкономразвития РФ предлагает нам следующий прогноз по темпам роста производства основных видов ЦБ продукции. Целлюлоза товарная: 2018 – 2,2%, 2019 – 2,3%, 2020 – 2,2; бумага и картон: 2018 – 1,6%, 2019 – 1,7%, 2020 – 1,6; изделия из бумаги: 2018 – 4,5%, 2019 – 3,6%, 2020 – 3,4%. Мы видим небольшое замедление роста после 19 года. При этом с учетом опережающего развития отраслей – основных потребителей бумажной и картонной упаковки, можно прогнозировать рост спроса примерно на 3,8-4,2% в год. Ожидается рост потребления макулатурного картона, к концу обозначенного периода он может составить около 60% от совокупного объема потребления. В среднесрочной перспективе предполагается дальнейший рост, с ежегодным увеличением примерно на 4,0-4,2% в период до 2025 г. (данные ИнформУпак).

В связи с цифрами обратиться к тому, что в действительности происходит с рынком. Есть тренды, о которых не было сказано выше, но именно они будут в первую очередь влиять на рынок, и именно на них будет строиться новая философия производства упаковки, продиктованная запросом со стороны потребителя. Речь идет о таких развивающихся направлениях, как Е-коммерс, омниканальные продажи; также персонализация упаковки, появление «умной» упаковки, меняющиеся запросы по логистике – все это изменит требования, в том числе, к форме и свойствам упаковки. Одну из важных ролей здесь сыграют торговые сети, которые уже сейчас начали продвигать свою продукцию через интернет.

Рынок стремится к консолидации, можно наблюдать тенденцию к его расслоению, а именно на интегрированные и неинтегрированные компании. Первые уже сейчас предоставляют цены в полтора раза ниже, чем вторые, у которых со временем будет все меньше шансов на «выживание».

Постоянно идет речь об инвестициях, закупках и модернизации оборудования, запуске новых производств. И если говорить о масштабных для нашей страны проектах, то например, компания Илим заявляет о планах по запуску бумажной фабрики, АЦБК совсем недавно сообщил о строительстве большой машины, помимо этого есть еще целый ряд проектов, которые озвучиваются. По расчетам компании ГОТЭК прирост мощностей производства только гофроупаковки к 2021 году составит полтора миллиарда м2.

Еще один важный момент. Совсем недавно несколько западных компаний сделали предложения для российского рынка по закупке картона по ценам ниже текущих в нашей стране.

Все вышеперечисленное, в первую очередь, изменит условия конкуренции. Производителям придется учитывать множество факторов, как внешних, так и внутренних. И когда мы говорим о том, что упаковочная отрасль является одной из самых динамично развивающихся, мы также имеем в виду, что она бесконечно меняется, требуя моментальной реакции со стороны абсолютно всех участников рынка.

 

Теги:
Лучшие статьи
и новости компаний
Подписывайтесь
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо