21.11.17 18:36
USD ЦБ 59.2746
EUR ЦБ 69.6654

Статья

img
Илья Лаптев
Главный редактор

Останется ли гибкая упаковка локомотивом упаковочной отрасли? Влияние российской экономики на развитие отрасли

11 августа 2017 в 08:01

Рынок упаковки на данный момент является одним из самых перспективных. Как минимум он затрагивает, а значит и толкает вперед такие важные отрасли экономики, как ЛПК, сбор, сортировка, и переработка отходов и смежные с ними сегменты и многое другое. В свою очередь, наибольшую долю всего упаковочного рынка занимает гибкая упаковка.

Что такое отечественная гибкая упаковка

Рост развития гибкой упаковки связан с тем, что она задействована в пищевой промышленности. Более половины всей продукции используется именно здесь. Упаковочная отрасль, как и многие другие сферы экономики, начала стремительно развиваться на старте двухтысячных годов. В свою очередь, этим можно оправдать то, что отечественная гибкая упаковка исполняет преимущественно барьерную и защитную функцию. Маркетинговая составляющая также присутствует, но она зажата в тесные рамки покупательской способности населения.

Финансовое состояние подавляющей части населения страны приводит к тому, что в массовом обиходе используется самая дешевая гибкая упаковка. Соответственно в данном контексте можно выделить определенный парадокс: с одной стороны, гибкая упаковка развивается семимильными шагами, с другой – темпы роста могли бы быть еще выше, так как для этого есть определенный потенциал и предпосылки.

Чтобы понять, почему так происходит, нужно обратиться к истокам становления отечественной рыночной экономики. В далеком 1992 году такого понятия, как пищевая упаковка в недавно развалившемся СССР не существовало в принципе. Продукты заворачивались в лучшем случае в промасленную бумагу. Обычно функцию упаковки выполняла газета. В 1992 пищевой рынок стал расширяться и в свободную нишу вошли западные компании. На тот момент они занимали более 95% внутреннего рынка. С тех пор ситуация изменилось кардинально. Если в середине 90-х годов на отечественном рынке было не более 10 компаний по производству гибкой упаковки, то в XXI веке таковых стало около 70.

В структуре российской гибкой упаковки преобладают три вида пленок: однослойная и многослойная полиэтиленовая, полипропиленовая и барьерная. Также отечественная гибкая упаковка различается по виду печати – флексопечать и ротогравюра. На флексопечать приходится три четверти всей продукции. Это связано опять-таки с тем, что ротогравюра (глубокая печать) стоит значительно дороже и предназначена для качественных товаров.

Особенности отечественного рынка гибкой упаковки 3000

С развитием отечественных производителей доля иностранных компаний начала интенсивно снижаться. Хотя нельзя сказать, что они совсем ушли с нашего рынка. На данный момент 80% гибкой упаковки производится российскими компаниями. Остальные 20% – заграничные производители. Также некоторые отечественные предприятия заказывают упаковку за границей – в основном в Турции или в Китае.

Так было не всегда. А развиваться рынок гибкой упаковки начал в 2000-х годах. Тогда темпы роста составляли сумасшедшие 25-30% в год. Стоит учитывать, что ранее этот рынок был почти нулевым. Отсюда и ошеломляющие результаты. К «десятым» годам рынок гибкой упаковки обрел очертания, стабилизировался и темпы роста уменьшились, хотя оставались на высоком уровне. В период кризиса 2014 года гибкая упаковка наряду с оборонной и пищевой промышленностью продолжала показывать рост, несмотря на санкции.

Это была одна из отраслей экономики, на которую санкции возымели положительный эффект. После шока 2014 года в 2015 гибкая упаковка вновь показала сильный рост. В первой половине 2016, рынок продолжил расширяться – 10% роста по сравнению с прошлым годом – весьма достойный показатель. Но во второй половине произошло заметное торможение. В итоге 2016-й показал символический рост на уровне 2%.

За счет чего гибкая упаковка смогла выжить в кризисный период и даже укрепиться? Контрограничения российского правительства значительно затронули сектор пищевой промышленности. Все помнят, как с полок отечественных магазинов вмиг пропали многие сыры, колбасы и т.п. Соответственно импорт продуктов упал, зато отечественные производители стали производить больше. Так как курс доллара и евро вырос в два раза заказывать упаковку за границей было не выгодно вовсе. Соответственно внутренний рынок продуктов питания расширился, а производители стали заказывать упаковку также у российских компаний. Другой вопрос, почему в 2016 рост ограничился символическими 2-3%?

Колебание валют возымело как положительный эффект – импортозамещение, так и отрицательный – подорожание машин для переработки и их запчастей. Курс доллара и курс евро повысились, в то же время доходы населения в рублях остались на прежнем уровне, а это значит, что фактически вдвое уменьшились. В 2013 году рынок гибкой упаковки стабилизировался. Безусловно он был значительно меньше чем европейский, но его очертания сформировались. На тот момент объем составлял 80 миллиардов рублей, что тогда равнялось приблизительно 1,8 млрд евро. Если посчитать по нынешнему курсу (70-71 рубль за евро), то тех же 80 миллиардов рублей, стоят менее 1,2 млрд евро.

Последние тенденции

2017 год не показал существенный отличий от показателей 2016. В качестве одной из причин указывают ослабление интернациональной европейской валюты. В 2015-2016 годах он евро стоил около 75 р., а в первой половине 2017 – 65. Парадоксально, но факт – укрепление рубля отрицательно повлияло на рынок гибкой упаковки. Это произошло по той причине, что импорт в пищевой и упаковочной промышленности подешевел, а значит, повысился приток ввозимой продукции.

Другим отрицательным фактором стал обход санкций российскими и зарубежными компаниями. Официально запрещенные продукты начали ввозиться под видом разрешенных. Все помнят о морепродуктах из Белоруссии, несуществующей сельхозпродукции из Сербии, сырах подозрительно похожих на те, которые заполняли полки отечественных магазинов до санкций.

В результате цены на упаковку начали падать, появились дополнительные возможности импорта, а отечественные производители продуктов столкнулись с конкуренцией, которой на бумаге быть не должно. С другой стороны, укрепление национальной валюты и ослабление евро сыграло и положительную роль. Материалы, типа ВОРР- и РЕТ-пленки, стали более дешевыми и вновь появилась возможность ввозить их из-за границы. Внутренний российский рынок обычно ощущал недостачу этих материалов. В тоже время, те компании, которые имели техническую возможность производить эту пленку на своих машинах, вынуждены были идти на снижение цен. Так во второй половине 2016 стоимость отечественной пленки упала на 20%. Для предприятий со своими мощностями это стало ощутимым ударом.

Прогноз на колебания рынка гибкой упаковки в 2017 году будет зависеть от курса валют и цен на нефть. Данный фактор влияет как на национальную валюту, так и на стоимость материалов, производство которых также завязано на нефтепродуктах. В целом, в 2017 году специалисты не ожидают резких колебаний упаковочного рынка. Ожидается, что он останется в тех пределах, на которых находился в 2016 году. В конце июля – начале августа 2017 года, курс евро опять начал расти. Максимума европейская валюта достигла в начале августа, едва не дотянув до 72 рублей. Таким образом, можно предположить, что тенденции связанные со снижением евро в первой половине года, могут быть компенсированы за счет небольшого роста во втором.

По состоянию на 2017-й год рынок упаковки считается одним из наиболее стабильных. В этом году он достиг определенной константы в своем развитии. Это значит, что на данный момент участники рынка будут искать новые предпосылки для роста. Фактор, который повлиял на стремительный рост отрасли в 1998 – девальвация рубля, интенсивная постройка новых мощностей – исчерпал себя в двухтысячных. Также иссяк потенциал как возможностей, так и рисков, которые возникли в 2014. Экономика постепенно адаптировалась к санкциям, а политика импортозамещения, хоть и не развернулась в полный рост (для этого требуется больше чем 3 года), но создала благоприятную среду для развития внутренних рынков.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Лучшие статьи
и новости компаний
Подписывайтесь
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо