19.11.17 02:11
USD ЦБ 59.6325
EUR ЦБ 70.3604

Статья

img
Илья Лаптев
Главный редактор

Самоклеящаяся этикетка и упаковка

1 августа 2017 в 08:10

Развитие рынка самоклеящейся этикетки заметно ускорилось в начале двухтысячных. Каждый год отрасль показывала двузначные цифры роста. Даже в кризисные времена он не прекращался.

Предпосылки развития рынка СЭ

В развитии СЭ большую роль сыграл кризис 1998 года. Импортные компании стали меньше производить, таким образом, освободилась ниша для отечественного производителя.

Появление новых товаров в огромных количествах поспособствовало росту спроса на этикетку. Параллельным курсом развивались и упорядочивались нормы законодательства, правила маркировки товаров. Как следствие, в начале двухтысячных появился огромный спрос на самоклеящуюся этикетку. Для сравнения стоит сказать, что в конце 90-х, начале двухтысячных объем отечественного рынка самоклеящейся этикетки составлял около 80 млн м2. К концу 2015 он увеличился в 6 раз, достигнув почти 500 млн м2. В денежном эквиваленте цифра составляет около 25-27 млрд рублей.

Начало двухтысячных ознаменовалось сумасшедшими темпамиразвития СЭ. Рост составлял почти 30%, а в год завозилось до 70 печатных машин. Быстрое расширение привело к моментальному кризису переработки, который настал в 2002. Тогда в страну завезли 90 машин для производства СЭ. Кризис был быстро преодолен и отрасль продолжила развиваться за счет сегментации и локализации производства.

На заре становления рынка СЭ почти три четверти мощностей было сосредоточено в Москве и Северной столице. Основными игроками того времени были «Лиматон-Каменка» (Тверская обл.), РАММ (Москва), и «Окил» (Санкт-Петербург), а также «Авантаж 1» из Екатеринбурга. К середине первого десятилетия XXI века тенденция изменилась. В каждом городе стали появляться свои производства. Производителям товаров не нужно было заказывать этикетку за тридевять земель и везти ее через всю страну.

Стремительное развитие рынка СЭ привело к тому, что среди предприятий возникла жесточайшая конкуренция. Порог входа был низок, спрос велик, поэтому отрасль сразу набрала большое количество игроков разных весовых категорий. Производства начали открываться даже в маленьких городах, которые отъедали небольшие, но значительные куски у мастодонтов отрасли.

Сегментация и объемы рынка СЭ

Объем рынка СЭ увеличивался пропорционально развитию других отраслей.  Принято выделять 8 основных сегментов, общий объем которых стремится к отметке полмиллиарда м2 в год. На сегодняшний день в развитых странах на одного человека приходится 12 м2 СЭ пленки, а в некоторых даже до 20 м2. В России пока что показатель едва превышает 3 м 2 на человека.

Основные сегменты рынка СЭ:

Пищевой, термочеки, косметика, винно-водочная продукция, бытовая химия, промо, напитки, автокосметика. Следует отметить, что с каждым годом все больше используется этикетка из пленки, а не из бумаги. Совсем недавно пленочной СЭ было не более 10%. Теперь же производители используют до 30%, а некоторые более 50%.

Пищевая продукция. Занимает около 35% всего рынка. Это примерно 150 млн м 2 в год. Основной потребитель СЭ пленки – пищевая отрасль. Если заказчик планирует реализовать большую партию товара он заказывает этикетки с печатью. Для малых тиражей используется СЭ без печати.

Термочеки. С развитием экономики, в магазинах обычным явлением стали термочеки – самоклеющиеся бумажки с информацией о товаре. Данный сегмент стал развиваться так быстро, что очень скоро занял второе место в структуре рынка СЭ. На данный момент на него приходится около 20% спроса – примерно 80 млн м2 пленки в год.

Бытовая Химия. Быстро развивающийся, привлекательный сегмент для продукции категории премиум. Здесь преимущественно используется пленочная этикетка, так как бытовая химия в основном хранится в помещениях с высоким уровнем влажности. На данный момент сегмент составляет 14%. Ежегодно производится примерно 60 млн м2.

Винно-водочная продукция. 12% рынка, 50 млн м2 в год. Здесь также в основном используется этикетка класса люкс, так как винно-водочная продукция относится к категории дорогих товаров. В данном случае она является едва ли не главной маркетинговой составляющей. Соответственно, этот сектор заказывает наибольшее количество СЭ премиум класса.

Почему именно «винно-водочная», а не «алкогольная»? Дело в том, что отсюда исключена пивная продукция. «Самоклейка» не прижилась на пивном рынке. Хотя поначалу Heineken имел на него большие виды.

Вместе с CCL они разработали самоклеющуюся наклейку, которая должна была легко смываться водой. Но их постигла неудача. Она все равно плохо снималась с бутылки и предоставляла затруднения для переработки. Лидером по использованию такого вида маркировок на упаковке была компания «Балтика». Осознав нерентабельность использования, она отказалась от этой идеи и сегмент отрасли оказался убит. Примеру лидера последовали остальные пивоваренные компании и это привело к полному исчезновению «самоклейки» с пивного рынка.

Косметика. В косметической отрасли также востребована дорогая этикетка. Производители косметики имеют определенный срез покупателей, поэтому для них весьма большую роль играет качество упаковки. Кроме того, при помощи этикетки они стремятся защитить свою продукцию от подделок. На этот сегмент приходится почти 10% рынка СЭ и около 40 млн м2 в год.

Остальные – автокосметика, напитки, промо составляют чуть более 10%. Также существует еще два сегмента, но их выделяют чисто номинально. Речь о медицинской таре и security labels – акцизные марки, сертификаты качества и т.п. В России имеются несколько полиграфических компаний, которые занимаются выпуском таких этикеток, но в основном печать производится на двух предприятиях Госзнака – в Москве и Твери.

Рынок СЭ имеет все шансы продолжить стремительный рост. Даже в кризисные времена он рос ударными темпами. Несмотря на это и в данном сегменте имеются свои проблемы. Одна из них низкий порог вхождения. Это приводит к сумасшедшей, подчас нездоровой конкуренции. Так, в небольших городах, маленькие предприятия занижают цены до грани рентабельности за счет завоза большого количества дешевого оборудования.

Еще одна проблема – санкции. Недавно США одобрили очередной пакет санкций против России. Они затронут и отрасль СЭ, хотя формально направлены на другие сферы. Противостоять санкциям можно за счет консолидации, тенденция к которой наметилась в последние несколько лет. В целом рынок самоклеящейся этикетки относится к успешным отраслям отечественной экономики, который несет в себе большой потенциал, последовательно развивается и устойчив к потрясениям. 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Лучшие статьи
и новости компаний
Подписывайтесь
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо