Статья

img
Анастасия Громова
Главный редактор

Что стоит за обозначениями «эко», «био», «без ГМО», «органик» на упаковке

3 апреля 2017 в 04:12 6436

В XXI веке чистые продукты, чистый воздух - не только естественная потребность homo sapiens, но и бренд. Сама планета земля пока вряд ли на себе это ощутила, зато маркетологи поняли, что нащупали золотую жилу. На упаковках самых разных товаров все чаще и чаще можно встретить маркировки типа «эко», «био», «без ГМО», «органик». Попробуем разобраться, что за этим стоит, и как к этому следует относиться.

Что скрывается за обозначениями?

В Европе и США «экологически чистая» продукция стала популярной еще в восьмидесятых годах. И, как нередко бывает, там эта мода давно прошла. Рынок органических продуктов сформировался, а все домыслы и мифы давно рассеяны. Что же в этой области происходит у нас?

Россия как часть постсоветского пространства только адаптируется к современным реалиям мировой экономики. Как следствие, во многих сферах у нас отсутствует нормативно-правовая база. Рынок органической продукции – не исключение. На данный момент в России не существует четких норм относительно органики и ее позиционирования как товара.

Определенные регуляции безусловно имеются. Правительство старается подтянуть законодательную базу под новые веяния, но пока что в этой сфере существует много белых пятен. Так, 1 января 2016 года вступил в силу закон ГОСТ 56508-2015 "Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования". Другая норма - ГОСТ 51074-2003 ограничивает нанесение маркера «экологически чистый» на определенные виды продукции. Существует еще ряд ГОСТов и норм, поясняющих происхождение «экологических» маркеров.

На разных продуктах в российских магазинах покупатель не редко встречает несколько самых разных приставок, намекающих на чистоту происхождения того или иного продукта. «Эко», «Био», «Органик», «Без ГМО», «Фермерский продукт» - это магические слова, которые способны заставить потребителя заплатить на 20-50% больше. Интересно, что в англоязычных странах всю органику обозначают словом «organic». В Скандинавии и Германии эти же продукты маркируются словом Bio, а во Франции используют приставку Eko.

Почему на наших товарах можно встретить сразу все эти слова? Что они значат, и значат ли что-то вообще? На самом деле и то и другое. Каждая надпись несет определенный смысл. А вот какой, давайте разбираться.  

В ГОСТах действительно присутствует термин «ЭКО». Он означает, что при производстве, перемещении и переработке продукта не был нанесен вред окружающей среде. Иными словами, никакой особой эко составляющей у продукта с подобной маркировкой не имеется. Зато такая отметка на товаре, который изготовили на обычном заводе, производит впечатление на покупателя. Особенно если продукт чуть стоит дороже, чем другие, такой приставки не имеющие.

В нормах СанПиН 2.3.2.1078-01 можно найти и слово «органик». Оно значит, что при производстве продуктов не были использованы ГМО, радиация, антибиотики или химические удобрения. Действительно, это имеет значение для здоровья человека. Но вовсе не то, что подразумевает под этим покупатель. Концепт «органик» рисует в воображении покупателя картины экологически чистых зон Алтая (Альп, Амазонки, Шри Ланки и т.п.). Но, на самом деле, такой продукт может производиться даже в черте города или недалеко от него на фабрике, заводе, комбинате. Такие товары создают при помощи самых обычных, классических технологий производства. Для настоящей органической продукции такой подход недопустим.

А что же подразумевает завораживающее слово «БИО» продукт? В ГОСТах и ему находится объяснение. Правда, искать придется весьма тщательно, продираясь сквозь кондовый канцелярит. Чтобы вы не тратили свое время – мы сделали это за вас (похоже на рекламный слоган, не так ли?). Смотрим ГОСТ Р 52738-2007. Листаем текст, написанный мелким шрифтом и находим в самой серединке (туда, куда обычно никто не доходит) пункт 100:

«Биологический продукт; биопродукт. Продукт переработки молока, произведенный с использованием заквасочных микроорганизмов и обогащенный путем добавления в процессе сквашивания и/или после него живых пробиотиков в монокультурах или ассоциациях и/или пребиотиков». Проще говоря, «био» - это молочные продукты с про или пребиотиками. Кстати, если такой маркер будет на другой продукции, то это будет незаконно.

Что касается сугубо внутренних «маркировок». У нас любят писать на продуктах «натур продукт», или «фермерский продукт». Относительно этих понятий нормативное регулирование отсутствует вовсе. Предполагается, что натур и фермерские продукты используют сырье, полученное естественным путем: то есть без применения химикатов и модифицированных продуктов. Иначе говоря, мясо птицы, выращенной на птицефабрике и переработанной на комбинате также является натур продуктом.

Фермерские продукты должны быть произведены только на фермерско-крестьянском хозяйстве. Правда, и это не является гарантией «экологически чистого», а на самом деле – органического продукта (такой термин более верный). Если говорить на чистоту, то все эти маркировки на упаковках, всего лишь маркетинговая погоня за статусом «органический продукт». Как мы уже сказали, в Европе и США рынок органической продукции давно сложился. У нас же пока только складывается маркетинговое и нормативно-правовое осознание того, что это такое и с чем его едят.


Органические продукты. Что это такое и с чем их едят?

Органические продукты действительно существуют. Они на самом деле отличаются от тех, которые производят на перерабатывающих заводах и даже в фермерских хозяйствах. Однако при этом нужно всегда помнить о всех «pro» и «contra».

Чтобы вырастить органический продукт нужно:

а) Затратить гораздо больше: времени, сил, ресурсов;

б) Органические продукты ничем не отличаются от «обычных»;

в) Для государств с развивающейся экономить не рекомендуется заниматься сельским хозяйством органического типа (ему противопоставляется – интенсивное хозяйство);

К вящему удивлению приверженцев ЗОЖ, пранического питания и органического земледелия второй и третий пункты подтверждаются официальными исследованиями. До сих пор мировое сообщество не разработало единого стандарта для органики. В каждой стране имеются свои регулировки, а для общего пользования используются несколько негласных параметров.

Органическую продукцию нельзя обрабатывать при температуре более 40 градусов, запрещается рафинировать, а продавать лучше в сыром виде. Для выращивания, облагораживания и интенсификации роста нельзя применять какие-либо химические соединения. Пестициды можно использовать только природные: навоз, компост, куриный помет и т.п. Срок годности таких продуктов предельно ограничен. Не проданная вовремя продукция подлежит немедленной утилизации (и никаких скидок и распродаж!). Скот должен жить в максимально комфортных условиях, приближенных к естественным.

Не сложно догадаться, что все вышеперечисленное значительно повышает цену. Органических нехимических пестицидов требуется гораздо больше, чем химических. В то же время они не так действенны. Почва, которая не поддержана соответствующими удобрениями, восстанавливается хуже, и работает не так продуктивно. Чтобы оборудовать требуемые для органического животноводства условия требуется гораздо больше вложений.

Органические продукты нельзя хранить долго, соответственно, их нужны суметь быстро продать и все верно рассчитать, чтобы не остаться в минусе. В таком бизнесе присутствуют повышенные риски не распроданных товаров, и это тоже закладывается в стоимость. К тому же, чтобы наладить систему быстрой продажи товаров, как того требует органика, нужно больше потратить на раскрутку и пиар.

Не стоит забывать и о логистике. В России, где органическое земледелие находится в зачаточном состоянии, такие продукты в основном завозятся из-за рубежа. Не сложно догадаться, насколько может увеличиться стоимость продуктов, завезенных из США, Индии, Бразилии.

В нашей стране экомаркеты начали развиваться с начала двухтысячных. Правда, как быстро начали развиваться, так же быстро и стали закрываться. На данный момент существует один из немногих «оффлайн» гипермаркетов – «Глобус Гурмэ». Это сеть, пять магазинов из которой находится в Москве, один в Санкт-Петербурге. В начале двухтысячных сеть была гораздо шире, но долго она не продержалась. Примерно в то же время открылась сеть магазинов Грюнвальд. Впоследствии ее переименовали в «Био маркет». До недавнего времени два таких магазина располагались в Москве: один на Рублевском шоссе, другой рядом с метро Белорусская. Сегодня информацию о них найти невозможно. Ссылка «Био маркета» ведет на сайт онлайн магазина здоровой еды «Фреш» и никаких других упоминаний о нем нет.

Онлайн-торговля, как оказалось, стала единственным выходом для продажи экопродукции. По запросу «био», «эко», «органик» вы найдете множество больших и маленьких онлайн-маркетов. Их целевая аудитория довольно велика – йоги, веганы, сыроеды... Но как показывает практика магазины органической продукции, где можно прийти и увидеть все своими глазами, в России не прижились. Причина одна – цена. Настоящая органика стоит в 5-6 (и больше) раз дороже обычных продуктов.

По исследованиям 12 научных центров никакой особенной пользы органическая пища не несет. При этом доказана более низкая эффективность органического земледелия нежели интенсивного. Развивающимся странам не рекомендуется использовать такие формы ведения хозяйства. На данный момент рынок органической продукции в мире велик, но его рост происходит за счет развитых государств, где четко разграничены товары с маркерами «эко», «гмо» и все остальные. В остальных странах, экологический подтекст используют в основном в маркетинговых целях. Как мы могли видеть, в России также используют вполне законные «экологические приставки», правда согласно ГОСТам их смысловая нагрузка несколько отличается от того, что вкладывают в это понятие маркетологи.

Теги:
Лучшие статьи
и новости компаний
Подписывайтесь
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо