5 Сентября 2016 0 1001 Поделиться

Что случилось с одной из наиболее прибыльных отраслей экономики?

Экономика России в представлении обывателя, прежде всего, ассоциируется с экспортом сырья, в основном нефти и газа. Но, как показывает практика, производить мы тоже «кое-что» умеем. Например – газетную бумагу. На этом рынке наша страна занимает одно из ведущих мест по производству и по экспорту. Правда, тенденции последних лет заставляют задуматься о том, в каком направлении эта отрасль должна идти дальше, чтобы возобновить развитие и не потерять передовых позиций.

Что случилось с одной из наиболее прибыльных отраслей экономики?

Динамика развития отрасли в цифрах.

Целлюлозно-бумажная отрасль начала развиваться Советском Союзе еще до Великой отечественной войны. Специфика заключалась в том, что заводы нужно было строить возле рек и в местах изобилующих лесными насаждениями, поэтому до сих пор большинство заводов по производству газетной бумаги находится в северо-западной части России. Также советская ЦБ отрасль получила в наследие производственные мощности государств, чьи территории вошли в состав СССР в середине XX века. Таким образом, появились заводы в Калининграде, Карелии, на Южном Сахалине.

В СССР сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, газетная бумага была востребована, где миллионными тиражами выпускались правительственные газеты, книги и другая печатная продукция. С другой стороны, форма ведения хозяйства, где всеми процессами заведовал бюрократический аппарат, привела к тому, что в 88-90 годах СССР экспортировал более 100 тысяч тонн газетной бумаги. Помимо ряда прочих факторов к этому привело и то, что целлюлозно-бумажная отрасль не производила другую продукцию в нужных объемах. Например, товары в Советском союзе заворачивали в дешевую бумагу (или газету) уже на прилавках, для многих из них не была предусмотрена картонная, либо какая другая упаковка. Таким образом, производственные мощности не использовались в полном объеме, что также косвенно отразилось и на производстве газетной бумаги.

После распада Союза, Россия получила в наследие большое количество заводов с устаревшим оборудованием. Также не была налажена цепочка, по которой сырье должно доходить от производителя к конечному потребителю. В качестве посредников по продаже бумаги выступала единая государственная корпорация. Формирование рынка шло до 1997-1998 годов, когда в отрасли наступил кризис, закупщики не могли рассчитаться по долгам с производителями, а производственные мощности пришли к окончательному упадку.

Интенсивно развиваться целлюлозно-бумажная отрасль начала после 1997 года. В этот период предприятия занимались активной модернизацией мощностей, а отечественные представители бизнеса стали вступать в европейские ассоциации, в частности, в объединение EUGROPA. На российский рынок зашел зарубежный капитал, а также иностранные машины по производству газетной бумаги. Как следствие в 2001 году импорт составил всего 2,5-3,5 тысяч тонн, а продукция стала одной из наиболее востребованных за границей. С того времени Россия вошла в пятерку ведущих мировых производителей, а по экспорту занимала второе место после Канады. К 2001 году общий объем произведенной газетной бумаги в РФ составил 1732 тыс. тонн, а в первом полугодии в 2002 года – 862 тыс. т. В 2002 году страна поставила только на экспорт почти 1137 тысяч тонн продукции, что на тот момент составляло 382 млн дол.! Лидерами рынка на начало XXI века являлись 4 предприятия: ОАО «Кондопога» - 24,9%, ОАО «Волга» - 25,9%, ОАО «Соликамскбумпром» - 25,9%, ОАО «Сыктывкарский ЛПК» - 9,1%. На долю остальных приходилось около 14%. Эти показатели весьма важны для понимания дальнейших процессов.

Стабильной ситуация оставалась вплоть до 2010-2011 годов. С 2007 по 2011 производство и экспорт оставались примерно на одном уровне. Отрицательная динамика начала проявляться в 2011. В этом году производство упало на 3%, в следующем на 6%, а еще через год на 13%. Ситуация несколько изменилась в 2014-м, но новые потрясения пришли уже в 2015-2016 гг. К отрицательным результатам привел целый комплекс причин.

Причины спада

Спад производства в 2011 годах был обусловлен тем, что в Европе (которая была одним из основных импортеров российской газетной бумаги) начали закрываться печатные издания. Этому поспособствовало развитие интернета. Вся печатная продукция постепенно стала уходить в виртуальное пространство. Вытеснение бумажных носителей электронными привело к падению спроса и кризиса в данной сфере. Интенсивность исчезновения печатных СМИ на Западе достигала 30% в год. В тоже время в России этот упадок был не так заметен – около 5%. Правда в последующие годы эта цифра увеличилась, но уже по другим причинам. К 2014 году ситуация немного улучшилась за счет открытия новых рынков сбыта. В число основных импортеров вошли такие страны как Египет, Турция, Иран, Индия. Также начали активными закупать у нас газетную бумагу такие страны как Кения, Кюрасао, Бразилия, Пакистан.

Если американские и европейские рынки отвалились по причине того, что в этих странах СМИ все больше уходили в интернет, то падение спроса в странах бывшего СНГ было обусловлено не только экономическими, но также и политическими мотивами. Так, до 2014 года крупным импортером российской газетной бумаги была Украина. К 2016 году в СНГ одним из основных импортеров остался только Казахстан, а общая доля в импорте российской бумаги в этом направлении составила всего 10%.

Новая волна кризиса охватила целлюлозно-бумажную отрасль в 2015-2016 годах. Это было связано, прежде всего, с санкционной политикой ряда стран в отношении России. Проблема заключалась в том, что 60% оборудования, на которых отпечатывалась отечественная газетная бумага, завозилось из-за рубежа. Несмотря на то, что санкции не запрещали ввозить печатное оборудование, девальвация национальной валюты резко усложнила возможности импорта. Также санкции повлияли на рост тарифов на электроэнергию.

Как следствие получился замкнутый круг. В том случае, когда ввоз нового оборудования затруднился, началась стагнация предприятий по производству бумаги. Те самые лидеры, которые стали во главе отрасли в начале двухтысячных, в первую очередь, «Волга» и «Кондопога», резко сократили объемы производства. «Волга» в январе 2016 подала заявление о своей несостоятельности, а проблемы предприятия «Кондопога» начались несколькими годами ранее.

К имеющимся негативным факторам добавился еще один. На рынке газетной бумаги наметилось перенасыщение. Европа и США стали переносить свои производства в Латинскую Америку, где стоимость труда ниже, а значит и производство бумаги дешевле. Таким образом, цены на бумагу снизились, что также не добавило стабильности нашим предприятиям. Например, в Финляндии, за счет модернизации производства смогли уменьшить потребление энергии на 40%. В тоже время отечественные предприятия, чьи мощности итак были более энергозатратными, испытали затруднения с модернизацией производства, которое более чем на половину состояло из импортных комплектующих.

Что дальше?

Несмотря на кризисы и потрясения Россия до сих пор остается одним из лидеров по производству газетной бумаги. Представители бизнеса и правительство рассматривают различные выходы, для того чтобы увеличить интенсивность роста отрасли. Правительство предложило увеличить пошлины до 5% (на данный момент ставка нулевая). Такое предложение не встретило энтузиазма со стороны представителей бизнеса. Как отмечают специалисты, вмешательство государства в формирование цен, как правило, ни к чему хорошему не приводит.

Альтернативу ручному урегулированию проблемы предлагает опыт шведской компании SCA. Некогда один из лидеров производства газетной бумаги, также ощутил на себе изменения мировой тенденции в своей отрасли. Тогда шведы решил изменить свою узкую специализацию (газетная бумага) и освоить новые сегменты целлюлозно-бумажного рынка. Они стали производить санитарно-гигиенические средства, упаковку, изделия из картона. Как отмечает представитель компании «Карелия палп» Павел Калугин, перепрофилирование действующий предприятий на более широкий спектр решения задач – один из главных выходов и способов преодоления кризиса. В противном случае, по его мнению, предприятия будут работать или «в ноль», или в убыток.

Комментарии

comments powered by HyperComments
Вернуться назад
Каталог
предприятий
и организаций

Упаковка — предметы, материалы и устройства, использующиеся для обеспечения сохранности товаров.

Новостная лента
По итогам июня европейские компании сократили объемы...

Представители Euro Graph констатируют, что первый летний месяц текущего года прошел под знаком падения спроса на газетную бумагу. По итогам июня спрос...

23.08.2017 0 4
В Уральске частная компания отказалась от реализации...

Одна из частных компаний города Уральска, ТОО «Эко Плюс», отказалась от реализации проекта по переработке твёрдых бытовых отходов. Работы начались в прошлом...

23.08.2017 0 2
В 2017 году Беларусь увеличила ввоз полиэтилена на 7,4%

В первом полугодии текущего года объем ввозимого в Беларусь полиэтилена возрос на 7,4% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Общее...

23.08.2017 0 9
«Полимер» готовится к открытию новых производственных цехов

Завод «Полимер» (Республика Ингушетия) планирует увеличить свои производственные возможности путем после открытия нескольких новых цехов.

23.08.2017 0 4
Все новости
Закрыть
Выберите категорию
Категории
    Подкатегории