Статья

img
Анастасия Громова
Главный редактор

Экосбор: драйвер экономики или способ давления на бизнес?

24 августа 2016 в 08:12 1156

9 апреля 2016 года правительство РФ приняло постановление №284 «Об установлении ставок экологического сбора». Это постановление стало продолжением саги, которая развернулась вокруг резонансного Федерального закона №458 – так называемого экологического сбора.

Кто платит и за что

ФЗ-458 – это изменения к ФЗ-89 от 1998 года. Новый закон подвергся серьезной критике со стороны Минэкономразвития и Торгово-промышленной палаты. Благодаря их усилиям был введен мораторий на обложение большинства групп товаров до 2019 года. Но некоторые виды отходов оплачивать придется уже сейчас. К ним относятся: аккумуляторы, шины, бумага, лампы накаливания, а также товары, мощности, по утилизации которых уже существуют.

Ставки на каждую группу товаров самые разные. Наиболее дорогими оказались аккумуляторные батареи – 33 476 рублей за тонну, бытовая техника, электроника, холодильное и вентиляционное оборудование – 26 469 рублей. Самые маленькие ставки на бумажную и стеклянную тару от 2 до 3 тысяч рублей за тонну и аккумуляторы – 2025 рублей. Сбор возложен на плечи производителей и импортеров (полный перечень ставок можно посмотреть на официальном сайте Правительства). Ставки сформированы исходя из процента себестоимости 1 тонны товара – 1,5-4,5%.

Драйвер для экономики…

Чем аргументируют экологический сбор его инициаторы? Основная мотивация – организовать перерабатывающую отрасль России, которая по их мнению находится в упадке. Что подразумевается под упадком? С одной стороны, 40% предприятий по переработке отходов остаются не загруженными. С другой, в стране недостаточно перерабатывающих заводов для определенных видов отходов, в частности, для аккумуляторных батарей. Завод по их переработке имеется только в Челябинске. В-третьих, по словам заместителя председателя Комитета Госдумы по промышленности Владимира Гутенева экологический сбор позволит вывести отрасль из тени и декриминализировать рынок твердых бытовых отходов.

Говоря проще, логика инициаторов экосбора заключается в следующем:

Имеются предприятия, которые производят, и импортеры, которые импортируют группы товаров, которые после утраты оными потребительских свойств пойдут на свалку. В России на свалках хранится более 30 миллиардов тонн отходов, а размер средней свалки около десяти гектаров. Чтобы очистить территорию, нужны заводы по переработке (а также сортировке, отборы, очистке и т.д.). Чтобы построить эти заводы, нужны деньги. Их и хотят взять у производителей и импортеров. С другой стороны, те заводы, которые уже работают, не загружены полностью, а площади свалок растут в геометрической прогрессии. Соответственно, взимая экосбор, государство обязуется само утилизировать отходы. Полученные средства пойдут на субсидирование существующих предприятий по переработке и постройке новых.

Некоторые специалисты называют это даже не сбором, а ответственностью предпринимателей за утилизацию. Директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов преподносит это как «аутсорсинг», перекладывающий ответственность об утилизации на государство, если с этим не справляется частный бизнес. Более радикально настроены исполнительный директор ассоциации «Шиноэкология» Владимир Марьев и глава Ассоциации рециклинга отходов Родион Чередниченко. Они вообще называют Минэкономики, которое тормозит принятие экосбора, «главным врагом экономического развития». По их мнению, он поможет направить необъятные потоки вторсырья на имеющиеся заводы по переработке.

… или способ давления на бизнес?

Противники нового фискального отчисления считают его средством давления на бизнес. Так, представитель ассоциации «РусБренд» Екатерина Астафьева говорит, что подобный сбор увеличит нагрузку на бизнес, так как большие ставки на некоторые виды товаров приведут к их подорожанию. Также обращает внимание на неоднозначность принятых коэффициентов и Директор утилизирующей компании «УКО» Артем Ермолин. По его словам переработка некоторых из подпадающих под экосбор товаров просто невыгодна. Например, себестоимость сортировки и рециклинга техники составляет от 10 до 20 тысяч рублей, а ставка на них назначена в размере 26,5 тысяч за тонну.

По большому счету, ставки и вызывают наибольший вопрос среди специалистов. По мнению Екатерины Астафьевой, положительного эффекта можно добиться только в том случае, если механизм сбора будет разрабатываться в тесном сотрудничестве государства и предпринимателей.

Формально в ФЗ-458 имеется альтернатива экологическому сбору. Если импортер/производитель согласен лично утилизировать отходы, он может это сделать. Но фактически по закону об экологическом сборе заниматься самостоятельной утилизацией предпринимателю еще менее выгодно, чем платить. Как отмечают специалисты, в законе имеется много «дыр» и неоднозначных трактовок, а некоторые моменты самостоятельной утилизации и вовсе четко не проработаны.

У некоторых комментаторов новая норма взимания фискальных отчислений с бизнеса вызывает вопросы по факту его существования. Как минимум стоит задаться вопросом – неужели до 2015 года утилизация отходов никак не регулировалась? А для кого тогда существуют нормы предельно допустимых концентраций? Да и статья 8.2. КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение принятых стандартов. Кроме того, в уголовном кодексе имеются пункты, предусматривающие штрафы и наказания за «экологические преступления». В данном случае возникает вопрос: каким образом экологический сбор дополняет или усовершенствует нормы, имеющиеся в законодательстве? Или, выходит так, что с его помощью можно превысить ПДК – то есть нарушить закон, и официально оплатить нарушение? Кроме того непонятен механизм распределения, полученных со сбора, средств. Специалисты опасаются, как бы он не стал всего лишь очередной доходной статьей бюджета без каких-либо видимых положительных последствий для рынка переработки. Согласно ФЗ-458 на поверку правильности расчета экосбора дается 9 месяцев. Это значит, что нужно создавать дополнительные бюрократические инструменты. Грубо говоря, нужно нанимать помещения под офисы, закупать канцелярию, оборудование, зарплату сотрудникам, в конце концов, платить. Получится ли в данном случае направить деньги на развитие инфраструктуры переработки, а не дополнительной ветви государственного аппарата непонятно...

Единственное, чего точно уже добились парламентарии введением экологического сбора – это полемика и горячие дискуссии. Когда-то Сократ изрек знаменитое «В споре рождается истина» и тут же себя опроверг, добавив, что скорее она рождается в диалоге. Сумеют ли перейти сторонники и противники экологического сбора от спора к продуктивной дискуссии, покажет экономика и темпы роста ВВП. 

Теги:
Лучшие статьи
и новости компаний
Подписывайтесь
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо