Ежегодно в России образуется порядка 70 млн тонн бытовых отходов в год
МОСКВА, 28 августа. /Корр. ТАСС Александра Рыжкова/. Импорт вторичного пластика и макулатуры вырос в 2018 году по сравнению с 2017 годом и продолжает расти в 2019 году. Объемы этих полезных фракций коммунальных отходов незначительные в масштабах страны, но позволят удержать "на плаву" мусороперерабатывающие предприятия, пока реформа набирает обороты, рассказали опрошенные ТАСС эксперты.
По данным МинЖХК Московской области, в среднем, полезные фракции (бумага, стекло, пластик и металл) составляют около 49% от коммунального мусора современного россиянина. Всего в стране образуется порядка 70 млн тонн бытовых отходов в год, согласно информации Минприроды РФ. Из них только 7% по итогам 2019 года должно отправиться на переработку из-за несовершенства существующей системы обращения с мусором.
"Россия импортирует не просто отходы, а отдельные ценные фракции: макулатуру, пластик, стекло, резину. Больше всего стекло и макулатуру. Правда, объемы ввозимых фракций невелики: всего порядка 5% и 2%, соответственно, от того, что мы собираем сами. Но факт этого говорит сам за себя - в России, как это не парадоксально, существует дефицит на качественные фракции коммунальных отходов", - рассказал председатель "Российского экологического общества" Рашид Исмаилов.
По его словам, объемы импорта вторичных материалов в РФ существенно выросли на протяжении 2015-2019 годов, особенно в части макулатуры. Тенденция сохранилась и в 2019 году из-за увеличивающейся потребности отечественных предприятий промышленности в чистом и качественном сырье.
Так, по данным исполнительного директора "Лиги переработчиков макулатуры" Алексея Сергеева, за первые пять месяцев 2019 года импорт макулатуры в РФ вырос примерно на 7% по сравнению с тем же периодом 2018 года.
"Импорт макулатуры в РФ растет в 2019 году, несмотря на то, что Казахстан запретил ее экспорт, а Беларусь начала переориентироваться на вывоз готовой продукции из бумаги. Так, по итогам января-мая 2018 года в РФ было импортировано 9 тыс. тонн макулатуры, по итогам пяти месяцев этого года - 9,6 тыс. тонн", - сказал он.
По словам Сергеева, значительное падение цен на макулатуру на мировом рынке, в том числе в странах ЕС, открывает новые возможности для переработчиков России по импорту макулатуры. Совокупный импорт с территорий за пределами ЕАЭС за январь-май 2019 года уже вырос в 18,5 раз.
"По данным Федеральной таможенной службы, в 2018 году Россия импортировала 24,471 тыс. т всех видов отходов пластика (полимеров этилена, полимеров стирола, полимеров винилхлорида, продуктов полимеров пропилена, прочих пластмасс)", - сообщил ТАСС заместитель генерального директора проводника реформы мусорного рынка в РФ - Российского экологического оператора (РЭО) Вячеслав Духин.
По его информации, крупнейшими поставщиками вторичного пластика в Россию по итогам 2018 года стали Республика Беларусь (9,6 тыс. т), Япония (почти 3,8 тыс. т) и Турция (3,2 тыс. т). Еще пластиковые отходы ввозят в РФ Казахстан, Киргизия, Германия, Украина и Литва.
По словам исполнительного директора ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами "Чистая страна" Руслана Губайдуллина, импорт вторичных полимеров в РФ незначителен, и в основном это ПЭТ-бутылки или ПНД-регранулят. "Объемы импорта с 2015 по 2019 колеблются в пределах 10-20 тыс. т в год. Для сравнения, первичных полимеров в России в год производится около 5 млн тонн. В 2015 году импорт упал из-за девальвации, потом снова потихоньку рос в связи с нарастающим дефицитом вторсырья в России, что, в свою очередь, связано с не быстрой реализацией мусорной реформы и задержками запуска мусоросортировочных мощностей", - добавил он.
Директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов отметил, что импорт отходов на территорию РФ для размещения или обезвреживания запрещен законом.
На текущем этапе реализации реформы обращения с мусором импорт вторичных материалов - "спасательный жилет" для перерабатывающих предприятий, утверждает большинство экспертов. Система в идеале должна работать так: жители раздельно собирают свои бытовые отходы, региональные операторы вывозят контейнеры на сортировочные комплексы, там полезные фракции отбираются, накапливаются до промышленных объемов и продаются переработчикам. К 2024 году доля отправленного на утилизацию таким образом коммунального мусора должна достичь 36%, согласно национальному проекту "Экология".
Однако пока часть коммунального мусора РФ вообще не попадает на легальные объекты по обращению с ним, а на переработку отправляется 5-7%. Львиная доля вторичных ресурсов вывозится в составе смешанных бытовых отходов на полигоны, чем объясняется дефицит сырья для переработчиков.
"В целом вводить запрет на импорт отходов в Россию не нужно. Необходимо ограничивать импорт опасных и особо опасных отходов, так как это угроза для окружающей среды. Применять такой подход или специальные ограничительные меры к отходам пластика и картона не требуется, учитывая, что российские мощности по переработке пластика и картона сегодня недозагружены", - сказал Духин.
Запрет на импорт коммунальных отходов в РФ не улучшит ситуацию на рынке и ход реформы, считает Губайдуллин. "Рециклеры в ожидании запуска сортировок уже увеличили свои мощности в 2017-2018 годах, но не получили объемы, что вызвало всплеск цен на вторсырье до 50% в 2018-2019 годах. Импорт дает шанс рециклерам выжить в ожидании масштабного запуска мусоросортировок", - пояснил он.
Речи о запрете импорта не идет, в сообществе переработчиков макулатуры сейчас обсуждается необходимость отменить 5% ввозную пошлину на сырье, чтобы обеспечить российские компании материалами, добавил Сергеев.
Исмаилов наоборот выразил мнение о целесообразности запрета на импорт. "Факт того, что в Россию отходы еще и ввозят, вызывает недоумение и неприятие. Вместе с тем, нужно заместить эти объемы из того, что собираем мы. Вопрос в качестве сырья и его чистоте. Это одна из задач нацпроекта - увеличить объемы переработки и соответственно производственные мощности", - сказал он.
Реформа отрасли по обращению с отходами началась в РФ 1 января 2019 года, пока по разным причинам 11 регионов не вошли в нее. Она призвана сделать обращение с мусором более цивилизованным, решить проблему с несанкционированными свалками и значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов.
Источник: futurerussia.gov.ru