В Год Экологии каждый уважающий себя производитель обязан предпринять какие-либо действия или хотя бы задуматься над безвредностью своей продукции. Особенно это касается предприятий, производящих товары, которые используются в быту. Каждый из нас в домашнем обиходе применяет значительное количество моющих средств, не задумываясь об их вредном воздействии на организм.
Возможно, это интервью поможет Вам разобраться в объяснении своих недугов и сократить (или заменить) многие зловредные вещества, которые стоят на полках и в шкафах. Разобраться в вопросе потребляемых нами товаров, а также в общих тенденциях и достижениях предприятий в текущий «экологичный» год помогла Грачева Юлия Александровна, директор НП «Экологический союз».
В Европейском союзе действует регламент (ЕС REGULATION (EU) No 259/2012). Документ серьезно ограничивает содержание фосфатов и других соединений фосфора в стиральных порошках и в средствах для посудомоечных машин.
Внимание к экологичности товаров, в том числе и к бытовой химии, в развитых странах обусловлено политикой устойчивого развития. Так, ЕС поддерживает внедрение «зеленых» госзакупок, переход на альтернативные бесфосфатные вещества, улучшение очистки сточных вод, а также стимулирование использования товаров с экомаркировками – рыночного инструмента экологизации продукции. Речь идет об экомаркировках первого типа, которые предполагают оценку всего жизненного цикла продукции и соответствие более строгим требованиям, чем действующие законодательные нормы. У большинства систем экомаркировки, в том числе, у скандинавского «Северного лебедя», немецкого «Голубого ангела», российского «Листка жизни» и других, разработаны стандарты, запрещающие использование фосфора и фосфатов в составе моющих средств, либо очень жестко их ограничивающие.
В результате применения таких мер использование фосфатов в европейских странах значительно сократилось с начала 80-х годов, а широкое внедрение моющих средств на основе цеолита способствовало росту их популярности. Причем, законодатели Европейского союза не раз выступали за внедрение полного запрета на использование фосфатов. Но этот вопрос пока находится в стадии проработки и обсуждения.
Мы видим перспективу в том, что регулировать использование вредных веществ можно не только «сверху», но и «снизу», по инициативе самих производителей. Ведь сейчас все больше компаний стремятся сделать свои продукты безопаснее потому, что видят растущий спрос на экотовары. Эта тенденция актуальна и для нашей страны.
На данный момент известно, что российские ведомства уже согласовали принципиальное решение оргкомитета Года экологии в России о сокращении доли фосфатов в чистящих и моющих средствах. Кроме того, по словам главы Минприроды Дмитрия Донского, появятся требования по снижению вредных выбросов в атмосферу. Принципиальные заявления по этому вопросу были озвучены в рамках ПМЭФ-2017.
В целом, по сообщению СМИ, в Год экологии уже подписано 55 соглашений о начале экологической модернизации производств, а с 2019 года 300 российских предприятий, которые определены правительством России как наибольшие загрязнители, должны начать крупные проекты по изменению технологических цепочек, строительству новых производств.
Предпосылки к этому уже существуют. По оценкам специалистов и производителей, современные технологии производства позволяют перейти на бесфосфатные средства без значительных экономических затрат. Уже сейчас на рынке существуют такие товары, однако их применение ограничивается в основном домохозяйствами. При этом огромное количество бытовой химии, которая поставляется для школ, больниц, государственных учреждений, все еще выбирается через систему госзакупок по ценовому признаку. Эта проблема также требует вмешательства государства.
Кстати, оказать существенное влияние на ситуацию способны и сами потребители. Уже сейчас покупатели все более скептически относятся к брендам, внимательнее изучая, насколько продукты экологически чистые. Таковы данные исследования компании Euromonitor International «"Топ-10 мировых потребительских тенденций в 2016 году»". Причем большинство респондентов (74%) при покупке в магазине обращают внимание на состав продукции, а 63% считают, что чем список ингредиентов короче, тем полезнее продукт. Это данные исследования компании Nielsen.
Экологический союз помогает снизить вредное воздействие на окружающую среду с помощью экологической сертификации товаров и их производства. Наши экологические стандарты запрещают использование фосфатов в моющих средствах, а также содержат ряд других требований к безопасности готового продукта и его производства. Если на всех стадиях жизненного цикла продукции (от используемого сырья до утилизации упаковки) соблюдаются требования экостандарта, продукция может по праву считаться «зеленой» и получить сертификат международного уровня «Листок жизни».
Также много внимания мы уделяем экопросвещению: рассказываем покупателям, как ответственное потребление, в частности, выбор экопродукции, помогает сохранить свое здоровье и, конечно, природу. Еще мы участвуем в продвижении инициативы по экологизации отечественной системы государственных закупок. Это тоже очень эффективная мера по стимулированию бизнеса к выпуску «зеленых» товаров.
Но здесь важно понимать, что подобный нормативный акт не появится из «ниоткуда». Законодатели должны будут провести большую аналитическую работу, обсудить ситуацию с бизнесом и отраслевыми ассоциациями. Предполагаем, что пройдет немало времени, прежде чем такой документ реально вступит в законную силу. А это значит, что и у бизнеса будет своего рода «отсрочка», чтобы принять меры и перестроить свое производство.
Мы со своей стороны видим тенденцию по экологизации российского рынка бытовой химии. Производители все чаще указывают на упаковке своего товара его экологические характеристики. Но некоторые из них, к сожалению, являются «гринвошингом» (рекламные уловки). Больше всего сертифицированной бытовой химии пока представлено в сегменте импортных средств. Из российских компаний пока только одна имеет официальное подтверждение своих экопреимуществ – это SPLAT. Производитель не так давно выпустил средства для стирки и мытья посуды под брендом BioMio, которые получили соответствие нашему стандарту для чистящих и моющих средств «Листок жизни». В их составе нет не только фосфатов, но и многих других известных вредных компонентов. При этом компании удалось достичь необходимого баланса между экологичностью и эффективностью и завоевать популярность у приверженцев здорового и экологичного образа жизни.
Кому, как не Вам знать о том, какое влияние оказывают моющие средства на организм человека в быту. Какими правилами мы посоветуете руководствоваться, чтобы предотвращать влияние фосфатов на организм? Тщательнее полоскать одежду или по несколько раз фильтровать воду?
Мы рекомендуем выбирать средства, на которых есть специальные графические знаки – - экомаркировки. Главное – не путать с рекламными надписями «100% натурально» или «эко». Настоящая экомаркировка, выданная надежным органом по сертификации, гарантирует потребителю, что средство безопасно для здоровья человека и окружающей среды. Полный каталог международно признанных экомаркировок и товаров, получивших эти знаки, представлены в нашем бесплатном мобильном приложении «Экополка» ( app.ecopolka.ru). Если возникают трудности с поиском знаков, стоит обратить внимание на состав продукта.
Советуем также придерживаться простых правил: ополаскивать свою одежду и посуду дважды. Это немного увеличит количество используемой воды, но поможет избежать оседания вредных веществ на поверхности. Можно использовать «домашние» средства – лимон, сода, горчица, мыло. Посуду лучше мыть в посудомоечной машине, если она у вас есть. Ее плюсы очевидны: посуда отмывается полностью, а вода и моющие средства расходуются достаточно экономно. Кроме того, вы сбережете свои руки.
Сегодня мы активно работаем с отраслевыми ассоциациями по продвижению идей экологизации производств и продукции, принимаем участие в государственных инициативах по экологическим вопросам как на региональном, так и федеральном уровне.
В рамках Года экологии мы провели в Петербурге круглый стол по «гринвошингу» совместно с УФАС по Санкт-Петербургу. К обсуждению данной проблемы также подключились Роспотребнадзор, Союз потребителей и представители Законодательного собрания.
Официально запустили мобильное приложение «Экополка» (app.ecopolka.ru) – мобильный гид, который помогает покупателям искать товары с экомаркировками по всей стране. Уже выпущены свежие версии 2.0. для Android и iOS. Также работаем над развитием одноименного сайта «Экополка». Это полезный ресурс для всех заинтересованных экопотребителей.
До конца года запланирован ряд мероприятий для бизнеса, которые мы готовим совместно с отраслевыми организациями. Кстати, на будущее планируем разработать стандарт для упаковки, так как это один из важных элементов в цепи жизненного цикла продукции.
Что касается перехода россиян к экологичному образу жизни – - перспективы есть, и большие. Согласно данным исследовательской компании Nielsen ( http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2017/key-points-of-millennials-mindset.html), новое поколение потребителей (миллениалы) очень требовательны и стремятся к более сбалансированному и здоровому образу жизни. Они хотят знать больше о компаниях: и об их продуктах, и об их бизнесе. Миллениалы (более 30 000 онлайн-потребителей в более чем 60 странах) ожидают, что продукты будут решать еще больше задач — для них и для общества в целом. А это значит, такие покупатели будут оценивать экологические характеристики продукции и вклад компаний в сохранение природы.