Интервью

img
Валерия Барышева
Журналист

Юрий Владимирович Алпеев: «Сегмент рынка упаковки из бумаги и картона, в текущей ситуации можно характеризовать как устойчивый. Можно работать, но зарабатывать очень сложно».

15 августа 2016 в 08:01

Данные статистики и рыночных показателей важны и необходимы в любом крупном экономическом сегменте. Мы, пообщались с директором по стратегическому маркетингу компании «ГОТЕК» Юрием Владимировичем Алпеевым и узнали о последних тенденциях на рынке упаковки.

На фото: Юрий Алпеев / informupack.ru

Юрий Владимирович, как, по-вашему, чувствует себя рынок упаковки сегодня? Как изменилась ситуация с начала года по сегодняшний день? (гофроящики, коробки из картона, тарный картон, флютинг, лайнер и пр.)

Если говорить о сегменте упаковки из картона и бумаги, то, в целом неплохо. Основные тенденции на сегодня это – активизация импортозамещения, наращивание экспорта и изменение потребительских предпочтений, которые оказали положительное влияние на потребление гофропродукции в 1-м полугодии 2016 года. В результате спрос вырос даже более высокими темпами, чем мы предполагали.  

В целом рынок сбалансирован. Сложившиеся значения доходности можно считать комфортными для большинства участников рынка.

Если говорить о сегментах рынка, то по итогам 1-го полугодия 2016 г. объем выпуска ящиков из гофрокартона увеличился на 104 млн м2, до 2234 млн м2 (что составляет 4,9% к 1-го полугодию 2015 г.); объем производства товарного гофрокартона, без учета последующей переработки, сократился на 31 млн м2, до 423 млн м2 (-6,9%). Наиболее выраженный рост в сегменте ящика отмечался в апреле и мае – на 30 млн мк показателям 2015 г.

По итогам 1-го полугодия 2016 г. объем выпуска тарного картона составил около 1790 тыс. тонн, что на 148 тыс. тонн (9%) больше значения 1-го полугодия 2015 г. (1642 тыс. тонн).

Что касается выпуска тест-лайнера, то он увеличился на 34 тыс. тонн, до 448 тыс. тонн (8%), а производство макулатурного флютинга выросло на 70 тыс. тонн, до 438 тыс. тонн (16%).

Производство крафт-лайнера увеличилось на 50 тыс. тонн, до 560 тыс. тонн (9%). Производство целлюлозного флютинга выросло на 3,5 тыс. тонн, до 188 тыс. тон (2%). Производство коробок из картона за первое полугодие 2016 года составило около 467 млн м(-11%).

Какие факторы повлияли на развитие рыночной ситуации в текущем году?

Как было отмечено выше, за счет импортозамещения вырос спрос со стороны таких отраслей как: мясная, масложировая, кондитерская, производство овощей, водки, ЛВИ и т.д.  Они же заметно нарастили и экспорт продукции.

Помимо этих факторов, положительное влияние на рынок оказал процесс стабилизации курса валют, в результате которого удалось снизить цены в закупках и продажах, что в дальнейшем способствовало росту потребления.

Также важно отметить изменение потребительских предпочтений, длинные праздники, жаркую погоду, установившуюся с мая, которая оказала благоприятное воздействие на потребление, ранее стагнирующих, сезонных продуктов, таких как мороженое, пиво, напитки, некоторых сегментов молочного рынка и бытовой химии.

С какими основными трудностями сталкивается рынок картонной и гофрокартонной упаковки и есть ли способы их преодоления?

Основная текущая проблема – это недостаток качественного сырья для производства коробок из картона. То, что сейчас предлагается российскими производителями, не отвечает потребностям большинства сегментов потребления. В нынешней ситуации сложно надеяться на запуск проектов по производству коробочных картонов. Однако спрос есть, и будем надеяться, что родится и предложение.

Помимо этого остается неизлечимая проблема стабильности качества и ассортимента тарных картонов.

Еще одна ключевая долгосрочная проблема – это стареющие мощности. Пока она не кажется злободневной, у крупных конкурентов основное оборудование будет находиться на приемлемом уровне еще 3-4 года. Со средними и мелкими все сложнее.

Что будет дальше, пока что не берется предсказать никто. Уровень доходности позволяет жить, но не позволяет обновлять парк оборудования более производительным оборудованием. Строить нормальный бизнес при цене кредитов в 18% – невозможно. Поскольку лизинговые схемы с зарубежными партнерами так же, в большинстве случаев, недоступны.

Способы решения этой проблемы так же есть, но пока они не находятся на столах топ-менеджеров упаковочных компаний.

Каким образом собирается статистика и проводится аналитика в таком большом сегменте?

На первый взгляд все просто. Берем статистику из доступных источников и перерабатываем ее под задачи компании. Однако, как известно, проблемы кроются в деталях. Это такие вещи, как фрагментарная и нерегулярная отчетность мелких и средних компаний, множество кодов отчетности, особенности отчетной политики отдельных компаний, присутствие в отчетности других продуктов, например, упаковки из микрогофрокартона, рекламные материалы, РОSM и т.д.

Все эти нюансы необходимо учитывать, вычищать, чтобы получить объективный результат. Кроме этого необходимо, естественно, владеть текущей ситуацией и обмениваться данными с партнерами.

И только тогда рынок становится прозрачным, несмотря ни на какие «чудеса» статистики.

А какой сегмент рынка упаковки из бумаги и картона пострадал за период кризиса больше всего? И, может быть, наоборот стал чувствовать себя увереннее?

Как было отмечено выше, это сегмент производства коробок из картона, который за первое полугодие 2016 года снизился на 10%. И этому есть простое объяснение: картон для производства на 70% –  это импорт. Краски, лаки, химия, запчасти и многое другое – также импорт.

Нельзя не затронуть тему вторичной переработки. Какое влияние, по Вашему мнению, оказала 4-месячная отмена экспорта макулатуры?

Я считаю, что любые запретительные меры, в большинстве случаев, дестабилизируют рынки. Их введение или отмена приводит к резким колебаниям объемов, запасов и соответственно цен.

После отмены запрета, уже в июле, объемы экспорта увеличились до 15 тыс. тонн. Притом запасы макулатуры в мае достигли пиковых значений с начала 2015 г., а отсутствие свободных складов ограничило возможность сбора.

В связи с этим в третьем-четвертом квартале ожидается сокращение предложения макулатуры на внутреннем рынке, а это значит, что возможен рост цен на макулатуру и далее на тарные картоны.

На мой взгляд, каждая из сторон, от которой зависит сбор макулатуры, по-своему понимает ее ценность. Так, для крупных розничных сетей – это еще один не очень большой, но источник дохода. Соответственно, чем выше цена, тем выше доход.

Для региональных ритейлеров это разовый заработок: цена устраивает –  собираем, нет –  выбрасываем. То же самое, если вы сборщик на полигоне.

Только потребитель макулатуры – он же производитель тарных картонов, заинтересован в низкой цене.

Поэтому, как высокая, так и низкая цена не отвечают выгоде сторон. Относительно молодой рынок производства макулатурных тарных картонов еще не научился балансировать интересы каждого участника, отсюда и метания, и надежда, что запрет экспорта или отмена НДС решит все проблемы.

Совсем скоро произойдет отмена НДС на макулатуру. Каково Ваше отношение и, может быть, прогнозы относительно данной меры.

Как мера, приводящая к прозрачности рынка, от источника сбора до производителя – это нужная, но во многом запоздалая. Однако стоит отметить, что она делает рынок макулатуры более цивилизованным.

Вместе с тем, продолжающееся с начала года снижение цен уменьшает интерес к сбору макулатуры в мелкой рознице, быту и на полигонах.

Возможно, появится больше сборщиков, ведь в результате отмены НДС на макулатуру, сумма НДС, ранее включаемая в цену, вероятнее всего будет «разделена» между участниками рынка, что приведет к росту цен на макулатуру.

При этом цена макулатуры, в условиях отмены запрета на экспорт, будет во многом зависеть от уровня цены импорта макулатуры из Европы в Украину.

И в заключение, общие прогнозы на 2016 начало 2017 года.

Анализ складывающегося баланса рынка показывает, что с конца третьего-начала четвертого квартала проявляются предпосылки для роста цен как на тарные картоны, так и на гофропродукцию.  

Ожидается, что спрос на макулатурные тарные картоны в условиях сезонного роста рынка гофропродукции превысит предложение, а это приведет к поэтапному росту цен на 2-2,2 тыс. р./т без НДС начиная с сентября. Размер повышения определяется ростом издержек производителей МТК с мая на макулатуру, крахмал, энергоносители, транспорт, которые они попытаются полностью компенсировать. В результате к концу года может сложиться слабый дефицит предложения, создающий поддержку росту цен.

Сохранение указанных тенденций может обеспечить прирост объемов производства ящиков из гофрокартона до 4754 млн м2 (это 4,1% по сравнению с 2015-м годом). Объем производства товарного гофрокартона прогнозируется на уровне 900 млн м2 (-4,3%).

Таким образом, сегмент рынка упаковки из бумаги и картона, в текущей ситуации можно характеризовать как устойчивый. Можно работать, но зарабатывать очень сложно.

Для того, чтобы рынок стал привлекательным, необходимо повысить цены и доходность. Однако этот процесс сдерживается амбициями интегрированных компаний.

Есть ли выход? По-моему, он в объединении, и, если хотите, в укрупнении компаний, поиске путей развития упаковочных решений в различных сегментах и в умении договариваться.

Зарабатывать должны все конкурентоспособные и эффективные производители, причем показатели деятельности должны оцениваться не по российским, а по зарубежным меркам.

Без этих составляющих рынок ждут новые потрясения и шатания, никоим образом не приближающие нас к реализации основной функции упаковки: делать мир красивым и удобным. 

Загрузка