Интервью

img
-

Владимир Чуйков: «При всей своей сложности, уходящий год был благоприятным и создал хороший задел для входа в 2017 год»

27 декабря 2016 в 12:11

Конец года – время подведения итогов. 2016 год был богат на события в сфере упаковки. Рынок картона и гофрокартона демонстрировал насыщенную динамику, связанную и с деятельностью отдельных компаний и предприятий, и с изменениями в отрасли в целом. Многочисленные выставки и конференции, в том числе, международные, стали плодотворной площадкой для взаимодействия игроков рынка, поиска путей решения общих проблем.

Полную картину о «финальных» итогах года могут описать только авторитетные эксперты отрасли. Мы пообщались с Президентом НКПак Председателем Совета директоров группы предприятий «ГОТЭК» Чуйковым Владимиром Александровичем в надежде услышать мнение и оценку событий уходящего года и ожидания на следующий. Конечно, наши надежды оправдались, интервью получилось очень интересным и информативным. Приятного чтения!

Владимир Александрович, заканчивается год, и мы подводим его итоги … Значимых событий было немало… Какие из них Вы можете выделить как наиболее значимые? Каков, по-Вашему, климат отрасли в уходящем году?


В целом год был удачным: рост рынка наблюдается практически во всех сегментах, кроме упаковки класса премиум. Упаковочная индустрия демонстрировала устойчивость на фоне кризисных процессов в экономике. Так, мы ожидаем рост рынка гофроящиков за 2016 года на уровне 4,5%. Рост рынка жестких и гибких упаковочных материалов составит около 6% и 8% соответственно. Производство мешков бумажных вырастет на 16%. Производство стеклянной тары увеличится на 6% и т.д.

Эти успехи стали возможны благодаря импортозамещению, росту внутреннего производства товаров FMCG и экспорта продуктов.
Повышению продовольственной безопасности России способствовал хороший урожай у сельхозпроизводителей, что сказалось на увеличении производства мяса, овощей и фруктов, бакалеи, молочной и масложировой продукции. Кроме этого, стабильный курс рубля, по отношению к основным валютам, позволил сдержать инфляцию, формируя ощущение стабильности у населения. Появились первые ростки консолидации в отрасли. Примечательно, что на фоне санкций, Mondi Group - крупный международный производитель упаковки, приобрела компании по производству гофропродукции и гибких упаковок. 

Еще одним заметным событием года стало то, что Национальная конфедерация упаковщиков стала полноправным членом WPO и получила статус полного голосующего члена WPO. Это, несомненно, укрепит её авторитет в мировом упаковочном сообществе и даст компаниям, входящим в НКПак, возможность обмена опытом, доступа к информации для повышения своей эффективности и конкурентоспособности. Таким образом, при всей своей сложности, уходящий год был благоприятным и создал хороший задел для входа в 2017 год.

Оглядываясь назад и вспоминая прогнозы на 2016, оправдались ли Ваши ожидания?


Учитывая то, что я сказал выше, вполне. Но как любому человеку, хотелось бы большего: мирного решения глобальных конфликтов, снятия санкций, более свободного доступа к технологиям и капиталу и т.д.

Как Вы считаете, как скоро концепция индустрии 4.0 приживется на отечественном рынке? Есть ли у Вас прогнозы на этот счет?


Элементы новой системы каждый день на столе руководителя компании. Производительность, закупки, продажи – эти вопросы межфункционального и гибкого подхода решаются уже сейчас. Уже сейчас компании подбирают программное обеспечение, а сервисные компании предлагают удаленный мониторинг состояния оборудования. Производители продвигают оборудование, соответствующее требованиям концепции индустрии 4.0.

Оценивая прогнозы внедрения, я думаю, что в новой реальности не будет времени для постепенного входа. Скорее всего, будет некий императив, не оставляющий компаниям пространства для маневра. Или ты соответствуешь концепции, или ты на обочине. Думаю, что на российском рынке эти процессы запустятся через два года.

И еще одно замечание, характеризующее происходящее. В этом году на выставке RosUpack-2016 была рекордная явка на конференцию, проводимую НКПаком. Во многом это объясняется тем, что основной темой для обсуждения была как раз концепция индустрии 4.0.

Чего, по-Вашему, не хватает российской упаковочной отрасли для ведения такого ультрасовременного бизнеса? Что задерживает процессы индустриализации?


Чтобы понять, что такое индустрия 4.0 – новомодная штучка или реальность, давайте начнем с самой концепции.
Мир изменился, то, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего» - уже настоящее. Для нового поколения Z: интернет - это среда обитания, не ограниченная домашним компьютером, может быть доступна в любой момент благодаря мобильным телефонам, смартфонам  и другим гаджетам. Меняется представление о работе: многие родители людей из поколения Z работают неполный рабочий день, берут работу на дом или работают фрилансерами. Изменяется роль женщин в обществе. Семьи становятся меньше, все больше неполных семей. В мире растет доля пожилых людей.
Эти изменения приводят к трансформации поведенческих характеристик, вырабатывается новый потребительский запрос. Здоровье, удобство, экология, информативность, безопасность, индивидуальность – основные из них.

Ритейл, обладая в последнее время огромным влиянием, считывает запрос и транслирует его производителям товаров, а значит, рождаются новые требования к упаковке.

В итоге мы наблюдаем сокращение тиражей упаковки, усложнение технических спецификаций,  увеличение скорости внесения изменений, практически персонализацию продуктов.
Можно ли удовлетворить запрос теми методами хозяйствования, которые сейчас эксплуатируются? Нет.
Потребительский запрос становится основным драйвером роста и эффективности бизнеса. Компания – инициатор новых отношений, она же «поставщик новых ценностей» коренным образом изменяет отношения между поставщиками, потребителями и сотрудниками. Изменяется архитектура и содержание IT- платформы. Все это позволит повысить качество и скорость управленческих решений за счет вовлечения большого количества как внутренних, так и внешних специалистов на условиях краудсорсинга.

Фиксация нового «потребительского запроса» в качестве одного из основных элементов новой бизнес-культуры потребует чтобы:

  • Производство стало умным. Система, называемая умным заводом, будет состоять из сложного оборудования, умных компонентов и большого количества данных. Системы будет основаны на таких качествах, как быстрая адаптация, гибкость, способность к самоадаптации, изучение характеристик, отказоустойчивость и управляемые риски;

  • Производство стало гибким. Гибкость производственного процесса позволит выпускать продукцию под конкретного потребителя по себестоимости единицы продукции из большой партии.


Наряду с уменьшением стоимости систем управления процессом, благодаря вычислениям в облаке, а также прогнозированию потребления, которое станет возможным благодаря технологиям big data, изменится и станет дешевле вся цепочка производства и поставки продуктов.

Классические методы организации производства предполагают, что поточным методом можно изготавливать только большие партии товаров. Благодаря новым принципам организации производственных процессов, становится возможным индустриальным способом изготавливать и  единичные изделия.

При этом не отменяется принцип роста эффективности в каждом принимаемом решении «ценность клиенту – прирост прибыли компании».
Таким образом, индустрия 4.0 - это, все-таки, ответ новой реальности, если хотите новая бизнес модель, способная ответить на вызовы «потребительского запроса».

Какими новинками порадовал «ГОТЭК» в этом году? На что была направлена модернизация производства?


Модернизация производства на предприятиях группы ГОТЭК была направлена на встраивание компании в индустрию 4.0. Свой выбор входа в 4.0 мы начали с наиболее доступной технологии – проекта изменения IT системы, которая является критической точкой для дальнейшей работы.

Кроме этого, параллельно, мы модернизировали все системы на основе модели адаптивного управления. Реализуются проекты совершенствования системы планирования предприятий, коммерческой бизнес системы, модуля ТО и Р.

Обновление и технологическая модернизация коснулась оборудования большинства компании группы. Очень много усилий было направлено в улучшение человеческого капитала.

Изменения начинают приносить свои плоды. В ноябре в Вене состоялось заседание жюри Международного конкурса WorldStar Awards 2017 – самого значимого, проводимого среди упаковщиков. Две работы, представленные группой предприятий «ГОТЭК» - «Новогодняя упаковка  с элементами дополненной реальности» производства АО «ГОТЭК-ПРИНТ» и «Комплексная упаковка для салатов» производства АО «ГОТЭК» - получили наивысшую оценку авторитетного жюри и были признаны победителями этого престижного конкурса. Всего в текущем году было представлено около 300 упаковочных решений из 35 стран

В связи с наступающим годом экологии, какие задачи решены и что предстоит сделать?


В 2016 году мы активно взаимодействовали с государственными органами, другими ассоциациями и компаниями в части доработки 458 закона, для того, чтобы начать работать по нему уже в 2017 году. Основное внимание было уделено включению в него упаковочной индустрии, в том числе производства тарных картонов из вторичного сырья. Надеюсь, это позволит увеличить долю макулатурных видов бумаги и картона.

Нас порадовала отмена НДС на макулатуру, теперь надеемся на отмену НДФЛ. Все эти, и другие действия, позволят сделать сбор и переработку макулатуры более цивилизованным и стимулировать производство из нее новых материалов.

Каковы перспективы развития рынка российской упаковки в 2017 году? Что бы Вы пожелали нашим читателям в 2017 году?


Упаковочной индустрии России в следующем году предстоит решать вопросы консолидации, обновления и модернизации и упомянутой выше экологии. От того насколько мы продвинемся в их решении, зависит успех отрасли на годы вперед. У каждого из нас свое представление о путях развития. Приглашаю всех на выставку RosUpack-2017, где мы сможем обсудить проблемы отрасли и выработать набор совместных действий по широкому кругу вопросов.  

Несомненно, 2017 год обязательно принесет всем нам много новых интересных дел, идей и событий, перспективных начинаний и значимых результатов!

Благодарю Вас за плодотворное сотрудничество в этом году, и надеюсь продолжить его в 2017 году!
В наступающем году желаю всем нам процветания, упорства в достижении целей, стабильных партнерских взаимоотношений, реализации всех профессиональных проектов, уверенности в завтрашнем дне, крепкого здоровья и, конечно, личного счастья!
Счастья Вам, любви и радости! Всего самого лучшего и доброго в 2017 году!

Загрузка