Интервью

img
-

Александр Гавриилович Бойко о том, что происходит на рынке упаковки сегодня

10 июня 2016 в 06:01

Уже 10 лет во главе упаковочной отрасли стоит Национальная Конфедерация Упаковщиков и помогает поддерживать бизнес существующим много лет предприятиям, открывать дорогу новым «упаковщикам», а также сотрудничать и делиться идеями между всеми участниками рынка на различных выставках и мероприятиях как в России, так и на мировом уровне.

О том, какие тенденции существуют в мире упаковки сегодня мы узнали у Генерального директора Национальной Конфедерации Упаковщиков – Бойко Александра Гаврииловича.

На фото: Александр Бойко / unipack.ru

Александр Гавриилович, расскажите, каковы цель и миссия Национальной конфедерации упаковщиков? 


Основными целями создания и деятельности НКПак можно представить двумя направлениями: первое – это всесторонняя поддержка работы членов конфедерации, решение вопросов, которые актуальны для них, оказание информационно - аналитических и других услуг. Второе – это консолидация и развитие российской упаковочной индустрии.
Отсюда задачи, стоящие перед НКПак достаточно обширны и разнообразны. Это участие в разработке и совершенствовании действующих нормативно-правовых актов, отстаивание интересов производителей упаковки в органах законодательной и исполнительной власти, работа в экспертных советах различных уровней, совершенствование таможенно-тарифной политики, участие в подготовке программ развития упаковочной и других отраслей, в проведении отраслевых выставок, организация конференций, семинаров, конкурсов. Сюда необходимо добавить подготовку специалистов, тесное взаимодействие с отраслевыми союзами и ассоциациями, объединяющими потребителей упаковки, машиностроителей, полиграфистов, производителей сырья и материалов. К числу важнейших задач можно отнести также международное сотрудничество, развитие контактов с упаковщиками стран Евразийского экономического союза. Необходимо отметить, что НКПак является членом Всемирной организации упаковщиков (WPO), других зарубежных и российских объединений предпринимателей.

Какие предприятия входят в состав НКПак?


Учредителями НКПак в 2006 году стали восемь предприятий, работавших в сфере производства различных видов упаковки, из нескольких регионов Российской Федерации. Со временем в состав конфедерации вошли помимо предприятий, выпускающих упаковочные материалы, изделия и оборудования, отраслевые союзы и ассоциации, учебные и научно-исследовательские организации, средства массовой информации, работающие на упаковочном рынке. В том числе ассоциация упаковщиков Армении «Арменпак».  В настоящее время число превысило 60. 

С какими проблемами сталкивается упаковочная отрасль сегодня?


Помимо проблем, с которыми сегодня сталкиваются все российские перерабатывающие отрасли, производители упаковки имеют достаточно много своих специфических проблем, зачастую рождаемых недооценкой важности сферы упаковки, как отрасли промышленности, со стороны государства и общества. А ведь от состояния индустрии упаковки зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Это и конкурентоспособность большинства отраслей перерабатывающей промышленности, и защита и безопасность товаров на пути от производителя до конечного потребителя, удобство их потребления, поддержка брендов. Следует учесть также, что сегодня на рынке упаковки работают тысячи предприятий, расположенных практически во всех регионах России, оборот которых в 2015 году превысил 16,5 млрд. долларов США.

К специфическим проблемам упаковщиков можно отнести недостаточную развитость отечественной сырьевой базы для изготовления современной упаковки. Ряд видов сырья и материалов мы вынуждены закупать за рубежом. Учитывая то, что упаковщики сегодня становятся важнейшими потребителями картона, бумаги, полимеров, алюминия и других ресурсов, одной из главных задач НКПак считает взаимовыгодное взаимодействие с предприятиями и организациями соответствующих отраслей промышленности. Другой важной проблемой для производителей упаковки становятся некомпетентные, зачастую субъективные попытки регулирования упаковочного рынка. Появляются планы запретов или ограничения использования тех или иных видов упаковки, некачественно разработанные нормативы. НКПак старается собрать в таких случаях экспертные заключения, подготовить консолидированную позицию, показывающую, какой вред может быть нанесен подобными запретами, как потребителям, так и производителям упаковки.

Таможенно-тарифная политика в осуществлении внешнеэкономической деятельности также оставляет желать лучшего. НКПак на основе тщательно разработанных экономических обоснований активно работает над корректировкой таможенных пошлин, так как в ряде случаев действующие нормы не поддерживают наших производителей упаковки, а, наоборот, снижают их конкурентоспособность по отношению к зарубежным поставщикам.

И конечно одной из важных задач остается подготовка специалистов для упаковочной отрасли. Здесь НКПак стремится использовать все возможности входящих в ее состав учебных заведений, проведение конференций, семинаров. Специалисты конфедерации участвуют в разработке учебных программ, подготовке печатных и других изданий. Ряд предприятий спонсирует проведение студенческого конкурса на лучшую упаковку «Заводной апельсин», организует образовательные мероприятия для школьников.

К основным задачам или проблемам я бы отнес и взаимодействие НКПак, как отраслевого союза, с органами законодательной и исполнительной власти. К сожалению, тема упаковки остается за пределами многих программ и нормативных актов. Например, в «Продовольственной программе до 2020 года» нет раздела, связанного с упаковкой. Хотя от упаковки в производстве и реализации продовольственных товаров зависит очень многое. Мы стараемся включить специалистов НКПак и входящих в ее состав предприятий в экспертные советы различных уровней, участвовать в оценке проектов правовых и других актов.

Хотелось бы уточнить вопрос, касаемо аналитики. Каким образом собирается статистика и проверяется ее достоверность?


В НКПак работает экспертный совет, в состав которого входят специалисты, ученые, в том числе доктора и кандидаты наук, чья специализация охватывает практически все сектора упаковочного производства. Большая часть аналитических материалов разрабатывается на основе их богатого опыта и знаний. Что же касается статистики, то ее крайне недостаточно.  Допустим показатели рынка гофрокартонной упаковки достаточно подробны и достоверны. Есть возможность отследить импорт и экспорт упаковки. Но в области производства гибкой упаковки, пленок все несколько сложнее – много небольших производств, учесть работу которых непросто. И мы стараемся сотрудничать с компаниями, которые заняты в аналитически-информационной сфере, собираем статистику отраслевых выставок, используем возможности специалистов, входящих в Экспертный совет НКПак.

Расскажите поподробнее про конкурсы, которые вы проводите. Кто является участниками, как в них попасть? Могут ли в нем участвовать «молодые и амбициозные ребята», которые только пытаются выйти на рынок упаковки?


Главным конкурсом на лучшую упаковку для нас стал конкурс «ПродЭкстраПак», проводимый в преддверии одной из крупнейших международных выставок в России «Продэкспо», которую организует московский «Экспоцентр». Этот конкурс признан Всемирной организацией упаковщиков WPO и дает право своим победителям участвовать в самом престижном мировом конкурсе WorldStar for Packaging. Победители «ПродЭкстраПак» демонстрируют свою продукцию на специальной экспозиции этой выставки и получают награды в торжественной обстановке, становясь ее полноправными участниками. В этом году на конкурс было представлено 80 работ от упаковщиков из 27 регионов нашей страны.

Для «начинающих» упаковщиков, представляющих учащихся вузов и колледжей, уже 20 лет проводится «Заводной апельсин», заслуживший высокий авторитет, как в России, так и за рубежом. В нем принимают участие студенты из многих стран мира, работы которых зачастую получают путевку в жизнь.

Сотрудничаете ли Вы с организациями, которые занимаются вторичной переработкой?


НКПак участвовала в разработке многих нормативных актов в сфере обращения отходов упаковки. Ее специалисты входили в состав рабочих групп, подготовивших несколько вариантов законопроекта «Об упаковке и упаковочных отходах». К сожалению этот законопроект, высоко оцененный и законодателями и промышленным сообществом, принят не был. А принципы регулирования в области переработки и утилизации упаковочных отходов обозначены в принятом в конце 2014 года ФЗ № 458 «Об отходах производства и потребления». Естественно мы принимаем участие в дальнейшей работе над этим законом и другими нормативными актами, хотя в большей степени они касаются деятельности промышленных потребителей упаковки. Но в составе НКПак есть предприятия, работа которых связана с такими отходами упаковки, как макулатура, поэтому эта тема остается для конфедерации очень важной. Так одним из крупнейших производителей в России макулатурного картона, широко используемого в изготовлении упаковки, является группа компаний SFT, которая недавно запустила в эксплуатацию новую картоноделательную машину, мощностью 250 тыс. тонн в год.

Расскажите о недавнем подписании договора с Лигой Переработчиков Макулатуры, какие общие точки взаимодействия Вы нашли?


По нашему мнению, все звенья производственной цепочки должны работать согласованно и сбалансировано. В производстве упаковки из бумаги и картона она, если представить ее самым простым образом, состоит из следующих этапов: лесопроизводство, изготовление картона и бумаги, выпуск упаковки. Их сбалансированность, возможность сокращения использования природных ресурсов, решение экономических вопросов, учет взаимных интересов представителей упаковочной, целлюлозно-бумажной и других отраслей станут предметом нашей с Лигой совместной деятельности. А объединения лоббистских возможностей наших организаций в решении конкретных проблем, несомненно, принесет положительный результат.

Поделитесь Вашими планами на ближайшее будущее…


14 июня откроется RosUpack 2016. Это одно из важных для всех упаковщиков событие. В рамках выставки мы проводим научно-практическую конференцию "Развитие индустрии упаковки - важный элемент оздоровления российской экономики". Во время выставки отметим 10-летие НКПак.
Очень непростая работа предстоит по формированию классификаторов для ОКВЭД2 и ОКПД2. Снова обозначилась проблема, связанная с попытками нефтехимиков установить ввозные таможенные пошлины на полиэтилен, что может отрицательно сказаться на работе предприятий, производящих гибкую упаковку. Здесь мы видим необходимой консолидацию усилий в недопущении такой ситуации. Также в ближайшее время предстоит участие в организации ряда конференций, затем осенние выставки «PapFor» и «Агропродмаш». Задач и проектов много, главное активно двигаться вперед.

Как сказал недавно Президент Всемирной организации: «Упаковочная индустрия по всему миру продолжает развиваться и процветать. В каждом уголке земного шара мы видим, что все большее значение приобретает упаковка, будь ли это для потребительских промышленных товаров, пищевых продуктов, напитков или фармацевтических препаратов. Нам повезло быть частью этого динамичного бизнеса, особенно сейчас!»
Загрузка