Статья

img
Анастасия Громова
Главный редактор

Пивоваренная отрасль России: итоги 2018, перспективы 2019

25 марта 2019 в 03:10 115561

В начале марта 2019 года состоялась пресс-конференция «Пивоваренная отрасль России: итоги 2018, перспективы 2019», в которой приняли участие представители Союза российских пивоваров, крупных пивоваренных и аналитических компаний России.

В ходе мероприятия шла речь об основных достижениях пивоваренной отрасли и дальнейших перспективах ее развития. Были обозначены ключевые моменты, позволившие добиться положительной динамики, и факторы, которые могут в дальнейшем изменить текущее положение дел.

Председатель совета Союза российских пивоваров Андрей Губка коротко рассказал о результатах работы отечественной пивной отрасли в 2018 году. По данным Союза, производство в целом показало рост на 4,1%, из которых 23% составили напитки на основе пива. В целом же производство равно 774,7 млн дал.

Несмотря на то, что 2018 год стал удачным для отрасли, А. Губка обозначил дальнейший взгляд на ситуацию как «консервативный оптимизм», потому что факторы, сыгравшие в прошлом году ведущую роль, носят одноразовый характер. К таким факторам относятся: теплое лето, проведение ЧМ по футболу в РФ, отсутствие роста ставки акциза, введение запрета на ПЭТ-тару объемом более 1,5 л годом ранее.

Представитель Союза рассказал также, что потребление пива в России за 2017 год составило 55,5 л на душу населения, что гораздо ниже показателей во многих других странах. Например, в Чехии эта цифра равна 138 (лидер по потреблению), на втором месте Австрия – 105 л. То есть, по мнению докладчика, можно поднимать потребление пива в нашей стране без вреда для здоровья населения, и делать это, в первую очередь, за счет потребления других алкогольных напитков.

Заглядывая в будущее, Губка отметил непредсказуемость регулирования отрасли, в прошлом, да и в текущем году было много инициатив по дальнейшему ужесточению, но при этом никаких точных данных нет. Были отмечены и высокие акцизные ставки, при этом пиво в пересчете на литры чистого алкоголя стоит значительно дороже, чем крепкие напитки. Прозвучали и другие факторы, о которых шла речь на протяжении всей конференции, такие как маркировка, лицензирование, запрет на пластиковую тару, ограничения связанные с контрсанкциями, экспорт сырья, материалов и оборудования.

Директор по работе с клиентами Nielsen Россия Ольга Михайловна Дашкевич предоставила данные, собранные компанией в 2018 году. В целом был отмечен рост потребления товаров повседневного спроса в городах с населением свыше 10 тысяч человек, который составил 5,9% в денежном выражении. Рост пива в 2018 году составил 6,4%, если считать в литрах, и 7,9 – в денежном выражении. И если в 2017 году рост был полностью обусловлен инфляцией, то в прошлом году 50% этого роста – рост потребления.

По данным Nielsen, динамика роста категории пива показала провал в 2017 году, здесь ключевую роль сыграл запрет ПЭТ-тары и прохладное лето, но с начала сезона следующего года наблюдается хорошая динамика. При этом цена на пиво практически не выросла, что, безусловно, способствует росту потребления. Помимо тех факторов, которые были названы предыдущим докладчиком, представитель аналитической компании отметила также такие важные моменты, как усилия игроков пивной отрасли и расширение ассортимента, развитие новых сегментов рынка. Растет доступный потребителю ассортимент, становится больше и товарных позиций, и самих брендов. В 2018 году продажи пива на промо превысили 50%, то есть каждый второй литр пива продается по акции.

Отдельно Ольга Дашкевич обратила внимание присутствующих на каналы современной торговли, которые оказывают наибольшее влияние на рост категорий. В среднем для рынка товаров народного потребления традиционная торговля составляет всего 20% и цифра будет снижаться, для пива она является все еще значимым каналом продаж, рассказывает спикер.

Вопрос упаковки для пива стоял довольно остро из-за запрета в 2017 году на ПЭТ-тару объемом более 1,5 л. В этот период произошли большие изменения в том, как распределился рынок по типу упаковки.

Согласно представленным данным, в 2018 году вся упаковка для пива распределилась таким образом: ПЭТ менее 1,5 л – 34%, стеклянная бутылка – 26,4%, жестяная банка – 26,4%, кеги – 12,3%. В объемном выражении ПЭТ-упаковка остается крупнейшим сегментом в объемном выражении, наибольший рост наблюдается в сегменте жестяной тары и в объеме, и во вкладе в рост категории. Из 6,4% всего роста категории – половина пришла от жестяных банок, это вызвано как развитием ассортимента локальных брендов, развития дистрибуции, так и импортом.

Наиболее быстрорастущим был сегмент безалкогольного пива – 36,6%. Топ брендов безалкогольного пива в 2018 году: на первом месте Балтика, далее Haineken, Bavaria, Bud и Жигули барное.

Алексей Леонидович Кедрин, вице-президент по работе с органами государственной власти по корпоративным отношениям по регионам восточной Европы, ООО «Пивоваренная компания «Балтика», часть Carlsberg Group рассказал о потенциальных рисках для пивного рынка. Для начала он напомнил, что пивоваренная отрасль связана с другими отраслями, которые могут на нее влиять, такими как торговля, сельское хозяйство и многими другими. Он также обозначил 4 категории рисков, которые могут повлиять на отрасль в дальнейшем:

1.       Налоги, акцизная политика. Любые незапланированные изменения могут отразиться на всей цепочке продаж, например, в среднем один рубль акциза сверх запланированного в течение трех-четырех лет может оказать дополнительное давление в размере 7 млрд рублей, а это крупная сумма для отрасли.

2.       Оборот, возможность прослеживать ту или иную продукцию. Сейчас система ЕГАИС помогает отчитываться перед государством. А. Кедрин отмечает, что эта часть вызывает некоторые вопросы, так как в категории крепкого алкоголя это не стало драйвером для наведения порядка на рынке. Он также добавил, что сейчас ведется дискуссия с правительством по вопросу введения реестра и лицензирования.

3.       Санкции и контрсанкции для отрасли опасны в связи с потенциальным ограничением поставок оборудования, а также тех или иных ингредиентов для пива, например, ячменного солода.

4.       Повышение экологической ответственности. По словам спикера, рисков, связанных с экологической ответственностью можно избежать, если нагрузка на предприятия будет прогнозируемой, учитывая, что в стране пока нет раздельного сбора мусора. Было сказано также, что большинство компаний Союза пивоваров подписали глобальный экологический договор и в соответствии с ним выстраивают свой бизнес.

«В целом в регуляторной обстановке на сегодняшний день существует большое количество рисков, которые нам необходимо сопровождать, мониторить, предлагать властям нашу позицию и ее аргументировать. Если говорить о едином подходе, нам кажется важным, чтобы в ближайшее время мы с правительством продолжили разговор об изменении законодательства в области регулирования пива», – отмечает Алексей Кедрин.

О рынке безалкогольного пива рассказал директор по корпоративным отношениям «Объединенные Пивоварни Хейнекен» Кирилл Александрович Болматов. Он, как и другие спикеры, отметил рост этого сегмента. По представленным данным, за 2018 год 80% взрослых людей хотя бы раз купили пиво, б/а пиво купили 20%, еще четыре года назад эта цифра была равна 12%.

В 2016 году б/а пиво занимало 1,2% в сегменте пива, в 2018 эта цифра выросла до 1,9%, то есть категория показала рост больше чем в полтора раза. Среди причин были названы те же факторы, что повлияли на рынок обычного пива, это и ЧМ, и теплое лето. Рост популярности б/а пива был обозначен Кириллом Болматовым как мировой тренд. В России население стало все больше выбирать именно этот напиток во многом благодаря социальной составляющей. Люди больше занимаются спортом, употребляют натуральные продукты, по словам спикера, 40% населения страны заявляют, что вообще не пьют алкоголь.

Было отмечено, что большую роль в развитии этого сектора сыграла реклама: если для устоявшихся категорий она способствует перераспределению между брендами, то для молодых категорий она способствует росту самой категории. Крупные пивовары спонсируют спортивные события, поддерживают акции, с вязанные со здоровым образом жизни. Спикер отметил также, что б/а пиво растет и за рубежом, самую большую долю оно занимает в Испании – 10%. Это уже можно назвать мировым трендом.

Все докладчики упомянули о влиянии ЧМ по футболу на пивной рынок в прошлом году. Итог этой темы подвел директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам компании «САН ИнБев» Ораз Алиевич Дурдыев, рассказав, что вопреки сложившимся еще в 90-е годы в России стереотипам, присутствие пива на всех мероприятиях в рамках чемпионата получило только положительные отзывы. В городах участниках продажи пива выросли на 14% за период проведения ЧМ, было продано 3,2 млн стаканов, большим спросом пользовалось и безалкогольное пиво. «Пиво и футбол – органика на уровне мировых практик», – отмечает О. Дурдыев.


Отвечая на вопрос о перспективах на 2019 год, спикеры отметили, что, даже учитывая одноразовый характер прошлогодних факторов, сказавшихся на отрасли, положительную динамику можно будет сохранить, в целом категория выросла еще и за счет того, что среднее повышение цен на пиво было в два раза ниже продуктовой инфляции. Лишний раз была подчеркнута важность отсутствия дополнительных законодательных ограничений в виде запрета ПЭТ-тары, введения минимальной розничной цены и других инициатив, которые сейчас активно обсуждаются.

Теги:
Лучшие статьи
и новости компаний
Подписывайтесь
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо