Статья

img
Анастасия Громова
Главный редактор

Тенденции полимерного рынка в России и мире

12 февраля 2018 в 02:12 20099

Отечественная полимерная отрасль одна из немногих, которая растет и развивается несмотря ни на какие преграды. Она, возможно, лучше многих других, смогла приспособиться к «санкционным» реалиям. В связи с укреплением национальной валюты перед ней встал ряд вопросов, связанных, прежде всего, с модернизацией и усовершенствованием подходов к ведению бизнеса.

Тенденции полимерного рынка в России

Вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности невозможно решить без участия государства – в этом мнении сходятся многие участники отечественного рынка полимеров. Такое сотрудничество предполагает финансовую и нефинансовую поддержку. Финансовая подпитка подразумевает предоставление банковских гарантий, кредитование и страховку. Нефинансовая выражается в продвижении отечественных брендов, развитии логистики, помощь в получении международных сертификатов и патентов.

Одной из главных задач, стоящих перед отраслью, является уход от экспортно-сырьевой модели ведения бизнеса. Планируется, что производство продукта с добавочной стоимостью должно увеличиться, а экспорт сырья уменьшиться. Таким образом, доля закупок готовой продукции с внешних рынков должна уменьшиться с 46% до 28%, а экспорт увеличиться до 45 % (сейчас 21%).

Для поддержки внутреннего производителя предпринимается ряд мер. А именно: создание благоприятного климата для инвесторов, усовершенствование законодательства, оптимизация таможенных пошлин, инвестиции в структуру переработки отходов от полимерной деятельности. Не забывает государство и о конкретной финансовой помощи. Так, по данным Минпромторга, в 2016 году предприятиям химической отрасли было выделено около двух с половиной миллиардов рублей. В прошлом году инвестиции увеличились примерно на миллиард.

Начиная с 2010 года в России растет как производство, так и потребление пластика. При этом первое опережает второе. Так за последние 7 лет производство выросло на 55%, в то время как спрос всего лишь на 17,5%. В общем, в стране выпускают чуть менее пяти с половиной миллионов тонн полимерной продукции. Наиболее мощным является производство полипропилена. Его антагонисты – эмульсионный ПВХ, ПЭТФ пленочного и волоконного назначения, линейный ПЭ. Компенсировать недостачу планируется за счет открытия новых мощностей. Если все пойдет по плану, общее производство пластиков может увеличиться на 1,75 млн. Конкретно по полистиролу примерно на пол миллиона, по ПП 8 млн, а по ПЭ – 3 млн.

Полимеры в упаковке

Рынок упаковки является одним из основных потребителей полимеров. Так в позапрошлом году благодаря упаковке вырос рынок полипропилена и полиэтилена низкой плотности. Первый показал рост на 46%, второй на 71%. Несмотря на это, отрасль требует новых драйверов и векторов развития. Россия занимает одно из лидирующих мест по темпам потребления пластика. Но при этом по сравнению даже со среднемировым уровнем использование полимерных соединений на душу населения гораздо ниже. По данным компании CREON, полимерный рынок России вырос на 11%, при этом потребление держится на уровне примерно 7 кг на человека. Для сравнения – в Турции рынок вырос всего на 4 %, зато потребление на 1 человека составляет больше 25 килограммов. В центральной и западной Европе цифры еще более показательны. При потреблении около 15-20 кг/чел. рост рынка оценивается как -1 (МИНУС ОДИН) процент! 

С одной стороны, такие показатели свидетельствуют о недостаточной развитости сегмента при всем его росте. Пример Европы говорит о тенденции к уменьшению производства пластика в том виде, в котором мы его знаем. В то же время, наш рынок еще только развивается и сильно отстает от общемировых средних показателей. Таким образом, можно предположить, что пока отечественный рынок будет формироваться, в других странах потребность в пластике станет значительно ниже. С другой стороны, такие показатели можно рассматривать как потенциал для развития. Рынок полимеров показал способность быстро адаптироваться к новым реалиям. Можно предположить, что его развитие может быть органично совмещено с постепенным переходом на продукцию, которая будет конкурентоспособна на мировых рынках. Сейчас просматривается тренд на биоразлагаемые полимеры, «умную» упаковку и т.д.

Один из шагов, сделанных по направлению к модернизации ведения бизнеса в отрасли – тесное сотрудничество с переработчиками полимерных отходов. Или вовсе переход к комплексному ведению бизнеса. То есть к такому, где одна и та же компания занимается разработкой, производством, и переработкой. Так один из крупнейших игроков отечественного рынка полимеров – «Сибур» – участвует в организации центра по развитию переработки полимеров. Центр предназначен для исследования и тестирования полученного продукта на предмет их использования и в перспективе более простой утилизации. Также компания ведет строительство завода «Запсибнефтехим», который сможет производить 1,5 миллиона тонн этилена, около 500 тысяч тонн пропилена и 100 тысяч тонн бутан-бутиленовой фракции, различные марки полиэтилена и полипропилена совокупной мощностью 2 миллиона тонн в год.

Один из главных драйверов роста упаковочной отрасли – гибкая упаковка – заметно просела в 2017 году. В 2015 этот рынок рос на 10%, в следующем году на 2%, а в 2017 и вовсе остановился. Причина в том, что к 2016 рубль укрепился, а экономика адаптировалась к новым реалиям. В то же время доходы населения упали, а, значит, снизился и спрос. В позапрошлом году было выпущено 450 тысяч тонн гибкой упаковки. В 2017 возросло количество печатных машин, и объемы несколько увеличились, в том числе, за счет уменьшения импорта. По прогнозам специалистов, импорт может вернуть свои позиции за счет укрепления национальной валюты, что опять-таки может привести к стагнации внутреннего рынка.

Что ждет рынок полимеров в ближайшее время

Одну из основных проблем отечественной полимерной индустрии, специалисты видят в недостаточных объемах производства товаров с добавочной стоимостью. Известно, что чем глубже переработка, тем выше цена. В этом плане Россия уступает странам Северной Америки, Европы, Азии. В то же время, даже на просторах бывшего СНГ происходят процессы, которые способны составить конкуренцию российским игрокам полимерного бизнеса. В общей сложности полимерные проекты постсоветского пространства оцениваются почти в 3 миллиона тонн по ПЭ, 760 тысяч по полипропилену, 430 тыс. по ПЭТФ, 200 тыс. по ПВХ и около 45 тыс. по полистиролу.

Тем временем интенсивно развивается внутренний рынок Китая. Уже сейчас идет пятилетка, в ходе которой правительство поставило задачу выйти на уровень 93% удовлетворения внутреннего рынка. В течение 6 лет в стране было запущено 9 производств, суммарный выпуск которых составил пять с половиной миллионов тонн полимеров в год. В текущем году планируется открыть еще несколько заводов, которые будут выпускать почти столько же.

Наращивание объемов внутреннего рынка Поднебесной сказывается также на мировом рынке полимеров.Только в 2015 году страна снизила объем импорта на 38% по сравнению с предыдущим годом. Это отразилось на экспортерах Северо-восточной Азии, которые стали продавать на 10% меньше, а страны Ближнего Востока ощутили еще больший упадок – минус 28%. В тоже время продажи США увеличились более чем на 60 000 тонн, а у стран Латинской Америки примерно на 30 000. Таким образом, благодаря наполнению внутреннего рынка Китая, импортеры вынуждены искать новые рынки сбыта. Какими они будут можно предположить, основываясь на решениях, которые предпринимают мировые лидеры индустрии. Shell планирует инвестировать в завод в Пенсильвании. Кроме того, компания рассчитывает еще несколько проектов, связанных со внутренним рынком и ближними регионами.

Пример Shell показывает, что тренд «большого» экспорта, затраты на поддержание запасов нефти, и глобализация рынка постепенно уходит в прошлое. Политика Китая, скорее всего, заставит производителей полимеров локализовать производство, переориентировать его на внутренние рынки, выстраивать более короткие и простые цепочки между производителем и потребителем. Сейчас все идет к тому, что акценты в продвижении будут делать на региональные бренды. Иными словами, тренд глобализации уступит место тренду локализации, где на это будет ориентировано все, начиная от ценовой политики, заканчивая возведением мощностей.

Теги:
Лучшие статьи
и новости компаний
Подписывайтесь
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо