Статья

img
Анастасия Громова
Главный редактор

Роль упаковки в пивной отрасли

6 марта 2017 в 03:12 6586

Пиво – один из самых капризных продуктов пищевой отрасли. Этот напиток должен быть исключительно натуральным, он не терпит химикатов, нуждается в специальной таре и транспортировке. Упаковка в пивном деле играет ключевую роль. Он выполняет сразу несколько функций – защищает, продает, взаимодействует с покупателем.

Упаковка для оптовых партий 


Перед тем как поступить на прилавок, пиво проходит несколько этапов упаковки. Единичный товар расфасовывают в полиэтиленовые пачки от 6 до 24 штук, независимо от тары – ж.б., ПЭТ или стекло. Для крупногабаритной транспортировки пиво расфасовывают по гофрокартонным или многобортным дощатым ящикам. Для транспортировки используют все виды транспорта: водный, воздушный, железнодорожный, автодорожный.

Также крупные партии разливают в бочки. Для розничных торговых сетей объем не должен превышать 100 л. На оптовых базах разрешено хранить бочки большего объема. В розничные разливные точки пенный напиток привозят в изотермических автоцистернах. Роль крупногабаритной, оптовой пивной упаковки – сугубо утилитарная. Ее основная задача – позволить товару добраться из точки А в точку Б целым и невредимым. Для транспортировки используют специальные вагоны и автомобили, так как тряска отрицательно влияет на качество напитка.

Особенностей пивной тары


Материал из которого изготовляют тару для пива играет важнейшую роль в качестве продукта. Итак, на сегодняшний день самый популярный алкогольный напиток разливают в три вида тары – стеклянную (бутылки), полиэтиленовую (ПЭТ), железную (банки, бочонки). Железную тару делают из алюминия или жести. У каждого материала есть свои положительные и отрицательные стороны.

ПЭТ


Пластиковые бутылки в XXI веке переживают период «репрессий». В прошлом столетии они царствовали в мире упаковке. Но после того, как мировой океан стал вместилищем пластикового мусора, многие страны стали вводить жесткие ограничения на использование полимеров в упаковочной индустрии. Во Франции на законодательном уровне с 2017 года полностью запретили полиэтиленовые пакеты в магазинах, а также пластиковую тару в общепитах. Не обошла стороной «пластиковая чума» и отечественную пивную отрасль. Как известно, с 1 января 2017 года вводится ограничение на использование ПЭТ объемом более 1,5 л, независимо от крепости.



Причин, по которым запрещают пластиковую тару, уйма. Кто-то говорит о вреде для здоровья, кто-то о доступности дешевого алкоголя ширнармассам. Производители ПЭТ и пивовары, понятное дело, все отрицают и приводят те же самые аргументы, но с другим знаком (не вредит, не спиваются, не ограничивают свой выбор). Споры о том, насколько вреден полиэтилен для здоровья оставим специалистам. Об эту тему было сломано достаточно копий. Можно лишь констатировать, что в XXI веке наиболее прогрессивные державы мира стараются минимизировать использование полимеров в пищевой и упаковочной индустрии.
Что касается ПЭТ-бутылок для пива, главным их преимуществом является низкая цена. Благодаря цвету пластик надежно защищает продукт от воздействия прямых солнечных лучей. Также пластиковая тара надежно герметизируется, защищая пиво от второго своего врага – кислорода. На этом преимущества ПЭТ-тары заканчиваются. В принципе, стеклянная бутылка и жестяная банка могу тоже хорошо защищать продукт, поэтому низкая цена – единственное оригинальное преимущество ПЭТ.

Ж/Б


Железная банка была изобретена в первой половине прошлого столетия. Изначально это был просто маркетинговый ход, так как любители пива привыкли к стеклянной таре. Тогда такая находка произвела фурор. В наше время жестяная банка такая же привычная тара, как и все остальные. Ее преимущества заключаются в том, что она гораздо надежнее защищает продукт от внешних воздействий. Она закрывается более герметично чем ПЭТ – если ее откроешь, то это будет видно сразу, в то время как «разгеметизировать» пластиковую тару довольно несложно.

Существует расхожее мнение, будто пиво из банок отдает привкусом железа. Это распространенный миф. Особенно им грешат любители разливного пива, которым это пиво как раз и разливают из железных бочонков или кегов. Пивная банка более прочная, чем стеклянная тара, ее удобнее перевозить, она более компактная. Также пивная банка привлекательнее выглядит с точки зрения маркетинга. Некоторые производители выпускают коллекционные серии, анонсируют блокбастеры или массовые мероприятия на такой таре. Бутылка, где рекламой служит этикетка удовлетворить такие запросы не может. Иногда пивные банки являются предметом коллекционирования.

В то же время, к минусам ж/б относят материал, из которого она изготовлена. В 2013 году в прессе было опубликовано нашумевшее исследование ученых Пермского национального исследовательского политехнического университета, сделанное на основе докладов сотрудников Гарвардского университета. Их выводы сводились к тому, что алюминий растворяется в содержимом (даже в воде, а тем более в алкоголе) и деструктивно влияет на человека. Организму достаточно накопить всего 5 г алюминия чтобы почувствовать недомогания. В школах запрещено использовать алюминиевую тару. До пищевой промышленности запреты пока не дошли.

Стекло


Стеклянные бутылки самая древняя и самая беспроблемная тара. Вероятно, из-за того, что ее использовали много тысяч лет назад никому, не приходит в голову найти в ней яд или обвинить в спаивании населения. Стеклянная бутылка стоит дороже полиэтиленовой, но дешевле жестяных банок. Она обладает прекрасными барьерными свойствами: защищает от солнечных лучей, прекрасно герметизируется, не выделяет никаких вредных веществ.



Если в стране отлажен механизм раздельного сбора мусора – экологам вообще придраться не к чему. Как правило, бутылки бывают зеленого, коричневого или темного оранжевого цветов. Хотя некоторые компании разливают пиво в прозрачные бутылки, что продиктовано маркетинговыми соображениями. Популярные в США Miller или мексиканская Corona. Для того чтобы защитить одержимое от воздействия солнечных лучей, в такое пиво добавляют специальныеингредиенты, которые никак не отражаются на вкусе или полезных свойствах. Правда, позволить себе это могут только крупные корпорации.

Роль дизайна


Дизайн является одной из главных составляющих упаковки в 21 веке. В алкогольной индустрии эта роль еще заметнее. Это вызвано тем, что реклама алкоголя поставлена в жесткие рамки. Соответственно на первое место выходит упаковка. С точки зрения дизайна она выполняет две функции. Информативную – состав продукта, срок годности, крепость, содержание сусла. Вторая – коммуникационная. От того как сделана упаковка зависит покупательский спрос. Лучше остальных продается продукт, который сочетает в себе единство формы и содержания.

В отличие от других видов рекламы к упаковке потребитель относится наиболее лояльно. Чем больше она отвечает его потребностям, тем выше продажи. Выбирая ту или иную марку, покупатель ассоциируют себя с приобретаемым продуктом. Следовательно, наиболее продаваемым будет тот бренд, который сможет четко артикулировать посыл конкретной целевой аудитории.
Пивная тара в отличие от тары для крепких алкогольных напитков обладает большим маркетинговым потенциалом. Пиво – это напиток, который употребляется в больших компаниях и является частью массовых мероприятий. Культурологический бэкграунд употребления пива позволяет увязать его со многими приятными событиями для массового потребителя. Та же водка, коньяк, ром, виски и другие крепкие напитки имеют больше уязвимых мест в отличие от пива и более индивидуальны.

Московская пивоваренная компания заключила договор с футбольным клубом «Спартак». Теперь на пивных банках «Трехгорное» можно ознакомиться с историей команды. Тот же производитель анонсировал на пивных банках выходы отечественных блокбастеров и крупные рок-фестивали («Нашествие»). Большое значение имеет не только внешний вид тары, но и ее форма, фактура, цвет. Недорогое пиво «Хамовники» разливается в оригинальные бутылки темного цвета, сделанные в виде конуса. Производитель ассоциирует свой продукт с такими пивными странами, как Германия, Австрия, Чехия, предлагая такие сорта, как «Венское», «Мюнхенское», «Пльзенское». Та же марка сделала оригинальный ход в плане крышечки. В «Хамовниках» она с кольцом, которое позволяет легко открыть бутылку без открывалки. Марки, позиционирующие себя как более дорогие – упомянутые выше «Корона», «Миллер», вообще поставили себя в оппозицию к остальным брендам, и выпускают продукт в не традиционной для пивной индустрии светлой бутылке. Они тратят большие средства на ингредиент, защищающий продукт от солнца, но оригинальный маркетинговый ход компенсирует затраты с лихвой. Неплохой пример единства формы и содержания пиво «Халзан». Марка из самой дешевой категории. Цена от 29 рублей за бутылку. Дизайн максимально простой. Прочти прозрачная едва затемненная бутылка, с простенькой этикеткой. Продукт сразу ассоциируется с советской стилистикой, оправдывая ожидания своих покупателей.

В условиях ограничения на рекламу алкоголя, упаковка является локомотивом продаж. Она позволяет привлечь покупателя и удержать его. Упаковка сообщает потребителю максимальную информацию о продукте, компенсирую затраты на мультимедийную рекламу. В то же время, она не перестает выполнять свою изначальную функцию – барьерную. Таким образом, можно сказать, что в пивной индустрии упаковка играет исключительную роль.
Теги:
Лучшие статьи
и новости компаний
Подписывайтесь
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо