Статья

img
Анастасия Громова
Главный редактор

Из истории создания и развития упаковки

6 марта 2017 в 03:11 17851

Основная функция упаковки сохранять и оберегать содержимое от влияния внешней среды. Во все времена товары нуждались в определенной форме, в которой их можно переносить, хранить. Посмотрим, как эволюционировала упаковка с глубокой древности до наших времен, какие новые функции она на себя приняла.

Бочка, бурдюк, флакон


Первая тара делалась из подручных предметов – кожи животных, древесины, растений. С архаичных времен до наших дней дошли некоторые формы хранения продуктов, которые активно используются и сейчас. Во-первых, бурдюк. Обычно его используют для жидкостей, преимущественно спиртных напитков. Особенно распространен в странах Востока для содержания кумыса, вина, воды. В остальном мире его используют гораздо реже. Еще один мастодонт доживший до наших дней – деревянная бочка. Она использовалась людьми много тысяч лет назад, и исправно служит и до сих пор.



Одними из наиболее популярных материалов древности помимо древесины и кожи животных были стекло и керамика. В Египте, Греции, Индии находят сосуды, которые были созданы еще в первом тысячелетии до нашей эры! В древности в них хранили благовония, масла, вино, ароматические вещества.

Бумага


После древесины, керамики и стекла следующим революционным шагом в упаковке стало применение бумаги. Бумагу для писания изобрели еще до нашей эры в Китае, но заворачивать в нее продукты додумались только в XVII веке. И это неудивительно, в те времена бумага была дорогим удовольствием, и использовать ее в качестве упаковки никому не приходило в голову. Первая бумага для упаковки товаров была сделана специально для более качественного хранения товара. Немецкие умельцы придумали плотную бумагу с бирюзовым оттенком, в которую заворачивали рафинад. В XIX веке, когда стали появляться зачатки маркетинга на упаковочной бумаге стали печатать различные изображения, чтобы привлечь покупателя. Параллельное развитие полиграфии весьма этому поспособствовало.



Чуть позже, во Франции изготовили дешевую бумагу, которую впоследствии стали называть вощанкой. Она была чуть плотнее обычной и покрыта тонким слоем олифы. В то же время англичане открыли непромокаемую бумагу, используя для ее производства пергамин. Впереди всех в техническом прогрессе, как всегда, были Соединенные штаты. Уже в середине XIX века здесь создали машины, которые умели производить бумажные пакеты и мешки.

Еще один важный материал для упаковки на основе бумаги был разработан в XVIII веке, а затем усовершенствован в XIX. Речь идет о картоне. Еще в XVII столетии его использовали в медицине для упаковки украшений. До XIX века все делалось вручную, пока американец Роберт Гейр не додумался до технологии конвейерного производства картонных коробок. Использовав подержанный пресс, он умудрялся выпускать до 1000 единиц товара в день.

Консервы


XIX век стал веком научно-технического прогресса, и массовых открытий. Рынок потребления стремительно расширялся, появлялись новые товары, а значит появлялась потребность в более современной упаковке. Революцию, которая определила пути развития индустрии, совершили Николя Аиперт, Томас Саддингтон и Луи Пастер. Француз Николя Аиперт стал одним из первооткрывателей принципов консервации продуктов. Он понял, что нужно сделать для того, чтобы еду можно было хранить дольше обычного в стеклянных банках. В то время это был огромный прорыв, так как для нужд армии не портящиеся продукты был на вес золота.



Правда, права на консервацию, запатентовал англичанин Томас Саддингтон. Он усовершенствовал банку и сделал ее металлической. Благодаря открытию Луи Пастера, в мире появилась первая асептическая упаковка. Тару и продукт стерилизовали по отдельности, а затем помещали товар в упаковку и герметично запаивали. Последним революционным шагом в области упаковки XIX века стало изобретения тюбика. Он совмещал две функции, чего никогда не было раньше – защищал товар и выступал в качестве дозатора.

XX век


В XX веке развитие пошло еще более стремительно. Как известно, одной из главных проблем прошлого столетия века стало загрязнение окружающей среды, что, в свою очередь, непосредственно связанно с открытием полимеров и применением их для упаковки. Именно полимеры стали главным трендом в упаковке прошлого века. Впервые такая тара была использована в армии США для хранения аэрозолей против насекомых. Впоследствии она вышла за пределы армии и приобрела широкое применение во всем мире. Ее стали использовать в косметологии, медицине, пищевой отрасли.

Примерно в то же время появилась пивная банка, которую мы знаем сейчас. Изначально консервы из металла покрывались оловом – они были громоздки и неудобны. В середине прошлого столетия в США появилась пивная банка из облегченного металла с удобной открывалкой, которой все пользуются до сих пор. XX век стал не только веком открытия новых материалов для хранения товаров. Он постепенно поменял саму суть упаковки. Она стала приобретать дополнительные функции и переходить из утилитарной категории в эстетическую. Возникновение таких явлений, как дизайн, маркетинг, появление телевидения, рекламы сообщило ей совершенно новые функции.

Упаковка стала теперь не только сохранять продукт, но и продавать его. Развитие полиграфии и индустрии развлечений требовало хитрых подходов к потребителю. Для того чтобы остаться на рынке и привлечь большее количество покупателей, производители исхитрялись как могли, тем самым активно продвигая идеи потребления, что, в свою очередь, стало частью культурной эпохи XX века. В это время века упаковка буквально становится частью искусства. Для начала искусства китча – знаменитые банки супа Энди Уорхоллла стали символом середины 20 века и зарождения эпохи потребления. А затем и сама по себе, так как именно в это время начали появляться конкурсы дизайнеров, которые сейчас считаются культовыми – Cannes Lions International, Designand Art Direction, Clio Awards.

К концу века упаковка стала обрастать различными технологичными подробностями. Теперь она уже не только защищала и продавала продукт. Она стала еще и полезной. В конце XX века в массовый обиход вошла упаковка, которую можно также использовать в качестве посуды или в других целях. Кроме того, на упаковках появились специальные идентификаторы, защитные коды, которые оберегали товар от копирования. Этот шаг, призванный уберечь товар от подделки стал мостом в следующую эпоху, которой еще только предстоит наступить.

В XXI веке мы все чаще сталкиваемся с таким понятием как интернет вещей, «эпоха умных вещей». Эта эпоха, безусловно, нашла отклик и в упаковочной индустрии. Умная упаковка уже сейчас активно применяется в наиболее технологически развитых странах, в основном в области медицины. Так, например, благодаря встроенным микросхемам в умных упаковках перевозят кровь, органы, различные медикаменты. Такая упаковка теперь не только сохраняет содержимое, но еще и управляет им. Умная упаковка регулирует температуру, реагируя на влияние факторов внешней среды.

Отечественная упаковка


В Советском Союзе упаковочной отрасли как отдельной категории не было. Как помнят многие из нас, продукты (которые не отличались разнообразием) заворачивали в лучшем случае в серую бумагу, которую использовали для обвешивания покупателей. Самой же популярной упаковкой была газета.
После распада СССР в России упаковочная отрасль поначалу также пребывала в упадке. Стремительное развитие началось в начале двухтысячных годов. К 2017 году она стала одной из наиболее перспективных отраслей экономики, которая затрагивает почти все сферы жизни: переработку мусора и отходов, сбор макулатуры и металлолома, развитие лесопромышленного комплекса, использование органических материалов и многое другое. Упаковочная отрасль, даже несмотря на санкции, продолжила развиваться. В XXI веке требования к упаковке выросли. Сейчас она должна быть прочная, удобная, привлекательная, нетоксичная и, желательно, пригодная для переработки или вторичного использования.

Почти три четверти отечественного рынка потребляет пищевая промышленность. Она включает стеклотару, ПЭТ, картон, пакеты, контейнеры и многое другое. Среди материалов для изготовления лидером рынка являются полимеры. По состоянию на 2016 год объем упаковочного пластика составил около 540 тысяч тонн, при запросе потребительского рынка на 560 тысяч тонн. Несмотря на ограничения на продажу алкогольной продукции в ПЭТ, полимерная упаковка осваивает другие сегменты рынка. Стеклянная тара в последнее время уменьшила свои объемы за счет введения регуляций на потребления алкогольной продукции, а также снижения доходов населения. Стеклянная тара также перепрофилируется с алкогольной продукции на пищевую. Рынок увеличивается за счет увеличения продажи консервов.

По мнению многих специалистов, рынок упаковки в России является одним из наиболее перспективных. Главная проблема, что, впрочем, актуально для всей экономики – устарелость оборудования. Еще один важный вопрос препятствующий более интенсивному развитию – отсутствия эффективной нормативно-правовой базы.
Развитие упаковки можно охарактеризовать как эволюционное. До наших дней дошла тара, которая использовалась несколько тысячелетий назад. С каждым новым веком усовершенствовалась технология предыдущего века, и только в XX столетии упаковка радикально изменила свою суть – она стала не только защищать, но и продавать. Согласно прогнозам, в XXI веке упаковка приобретет новые функции, а именно она станет не только сохранять содержимое, но и управлять им.
Теги:
Лучшие статьи
и новости компаний
Подписывайтесь
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо