Интервью

img
Валерия Круглова
Журналист

Анатолий Владимирович Штейнберг: «Производить качественную упаковку мы все научились, работать с себестоимостью тоже. Но в целом в отрасли много проблем, которые нужно решать сообща».

27 июня 2016 в 06:08 14282

Анатолий Владимирович Штейнберг: «Производить качественную упаковку мы все научились, работать с себестоимостью тоже. Но в целом в отрасли много проблем, которые нужно решать сообща».

На фото: Анатолий Штейнберг / gofro.expert

Анатолий Владимирович, как, по Вашему мнению, «чувствует» себя упаковочная отрасль сегодня?

Начнем с того, что рынок потребительских товаров сегодня разделен на два сегмента, где первый – это товары массового потребления, их потребление в период кризиса падает, и производителям необходимо снижать цены за счет ухудшения качества, в том числе качества упаковки. Второй сегмент рынка – товары премиум-класса, требования к качеству их упаковки наоборот повышаются; рынок этих товаров более узкий и более стабильный. Иными словами люди, которые потребляли элитный алкоголь, продолжат его покупать. Но рынок этот достаточно мал.

SFT Group – вертикально интегрированная компания. Мы занимаемся производством, начиная с сырья: заготавливаем макулатуру, выпускаем лайнеры и конечный продукт - гофроупаковку. Здесь мы видим свою задачу в том, чтобы в условиях падения покупательного спроса населения снизить стоимость упаковки как для массовых товаров, так и товаров премиум-класса. Огромное значение при этом имеет стоимость входного сырья.

Особенность нашей страны в том, что она очень большая. Плотность населения низкая. В этих условиях огромную роль играет логистика – эффективность доставки сырья и продукции. Основным источником макулатуры у нас является ритейл. Наиболее крупные гипермаркеты расположены в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. Именно в этих городах успешная заготовка макулатуры. Несколько лет назад наблюдалась интересная картина: при невысоком спросе на макулатуру и ее достаточном образовании в ритейле возникали избытки, сети даже просили забирать у них макулатуру бесплатно. Это было очень выгодно производителям лайнера, поэтому их производство в России росло и развивалось.

Ранее, в других интервью, я уже рассказывал о том, что есть крафтлайнеры – чисто целлюлозные картоны и есть тестлайнеры – макулатурные картоны. В Европе объемы потребления составляют примерно 25-30% крафтлайнера и 70-75% тестлайнера. В нашей стране была обратная ситуация, тестлайнеров производилось меньше, и гофроупаковка состояла в основном из целлюлозных картонов. В то же время предложение на рынке макулатуры было достаточное, что стимулировало строительство новых заводов по производству тестлайнера. Заводы были построены, и соотношение тестлайнера и крафтлайнера приблизилось к показателю 55% и 45% соответственно. Этот процесс мог бы продолжаться, но ритейл осознал, что держит в руках выгодный товар, поскольку он не платит за эту упаковку, она образуется естественным образом. Как следствие, цена на макулатуру стала стремительно расти и достигла уровня экономической целесообразности, существенно превысив цены в Европе. Рост цен продолжался потому, что вновь построенные заводы должны были работать, чтобы окупить вложенные средства.

Кто являлся основным драйвером роста цен?

Самая крупная торговая сеть в России – «Магнит». У него есть специальное подразделение, которое занимается всеми непрофильными направлениями бизнеса – компания «Тандер». Эта компания стала устраивать тендеры на продажу макулатуры, и поскольку общего предложения макулатуры было недостаточно, стала завышать цены.
Есть компании, как, например, наша – компания-производитель, которая имеет в своем составе как заготовительные предприятия по макулатуре, так и коммерческие структуры, которые закупают макулатуру. Есть другие компании, весь бизнес которых заключается только в том, чтобы купить макулатуру у заготовителей и перепродать ее нам, иногда даже без обработки на своей базе. То есть за счет тендеров и скупщиков в конце прошлого года цены на макулатуру достигли 16 000 рублей за тонну, притом, что курс рубля сильно упал – все равно получилось до 200 евро за тонну, тогда как в Европе цена – 100 или 110 евро за тонну. Таким образом, наше производство лайнеров стал неконкурентоспособным.

Между какими производителями наиболее заметна внутренняя конкуренция?

С одной стороны, предприятия с устаревшим оборудованием с низким качеством продукции, у которых нет инвестиционных затрат, имеют возможность к выживанию, поставляя не очень качественную продукцию. С другой стороны есть производства с высокими инвестиционными затратами, которые они обязаны окупать. Рост цен на макулатуру мог привести к уничтожению отрасли, для предотвращения чего нужно было изменить баланс сырья на рынке. А ведь на фоне происходящего осуществлялся экспорт, причем макулатура продавалась за рубеж, несмотря на транспортные затраты и цену, которая в России была выше. Основные выгодоприобретатели - ритейл и владельцы фирмоднодневок, которые уничтожают нормальную промышленность. Именно поэтому в течение долгого времени шла работа по отмене НДС. Чтобы сбалансировать ситуацию, мы добились запрета экспорта, в результате которого цена на макулатуру упала до 8000-9000 рублей и предприятия-производители начали «жить».

Насколько эффективен был запрет для изменения ситуации на рынке?

К сожалению, запрет действовал всего 4 месяца, и сейчас цена опять идет вверх. Но при этом, как только цена снизилась, производители лайнеров снизили стоимость своей продукции, что привело к сокращению цен на гофроупаковку, в результате чего выиграл потребитель – наш российский обыватель. Сейчас идет серьезная борьба, мы (всё ЦБ сообщество) пытаемся сделать еще один запрет на экспорт, чтобы продержать ситуацию, но встречаем ожесточенное сопротивление на всех уровнях.

С чьей стороны Вы видите наибольшее сопротивление?

Я предполагаю, что сопротивление поддерживается как со стороны фирм-однодневок, которые занимаются экспортом, так и со стороны ритейла, для которого это, по сути, сверхприбыль, которая берется из воздуха. Мы не знаем конкретного заказчика процесса противодействия, но, по логике, это ритейл, который имеет огромные финансовые ресурсы.

Расскажите о вашем сотрудничестве с Лигой Переработчиков Макулатуры.

Лига Переработчиков Макулатуры – это добровольная некоммерческая организация, которая создана для того, чтобы спасать отрасль от уничтожения. Дважды им это удалось: сначала когда был введен запрет на экспорт на 4 месяца (работа продолжается), затем когда был отменен НДС на макулатуру, который должен улучшить ситуацию: перестанет обкрадываться бюджет государства, фирмы-однодневки будут получать гораздо меньше дохода при экспорте.

Отмечу один чрезвычайно положительный эффект четырехмесячного запрета. Основным импортером, как известно, была Украина, и, как только возник запрет, крупнейший производитель Киевский КБК и ее владелец – австрийская компания Рulp Mill Holding - задумались о дополнительных источниках макулатуры, развернули сеть заготовительных предприятий по всей Украине и вовлекли ее в хозяйственный оборот. Нашей стране от этого хорошо, поскольку, если смотреть на сырьевой баланс совместного рынка Украина-Россия, то на рынке появился дополнительный источник, эти компании-заготовители уже не закроются, и поставок из России на Украину будет меньше. Если бы запрет продержался 8-10 месяцев – мы бы получили еще более положительный эффект.

Следующий момент – это НДФЛ, который не позволяет собирать макулатуру у населения. Полученный доход нужно задекларировать, заплатить с него налоги, и все это длинный трудоемкий процесс, который пугает людей. Огромное количество ценнейшего ресурса попросту выбрасывается, не вовлекается в хозяйственный оборот. Поэтому вопрос отмены НДФЛ крайне актуален для нашей страны.

Кто сопротивляется инициативам об отмене НДФЛ?

Сопротивление возникает со стороны налоговых служб, поскольку вопрос об отмене каких-либо денежных взносов в бюджет государства встречается неприязненно со стороны чиновников. Эта борьба идет, процесс сложный, мы надеемся, что нам удастся преодолеть все препятствия.
Отмена НДФЛ привела бы к значительному расширению ресурсной базы, потому что население будет сдавать макулатуру, и ситуация в целом улучшится. Эти вопросы и направления – ключевые на сегодня. Производить качественную упаковку мы все научились, работать с себестоимостью тоже. Но в целом в отрасли много проблем, которые нужно решать сообща.

Вы выступаете за отмену НДФЛ. Занимаетесь ли Вы при этом вовлечением населения в процесс сбора макулатуры?

Пять лет назад SFT Group запустила эколого-просветительский проект по учебным заведениям Санкт-Петербурга, который, в первую очередь, был ориентирован на просвещение подрастающего поколения по вопросам экологии и возврата вторичных ресурсов в хозяйственный оборот. Это была инициатива одного из наших предприятий, которое находится в Санкт-Петербурге. Оно занимается сбором и переработкой вторичных ресурсов: макулатуры и полимерных отходов. На сегодняшний день география проекта «Бумажный БУМ» расширилась, в нем участвуют не только учебные заведения Санкт-Петербурга, но также Москвы и Петрозаводска.

Если говорить о результатах, то в прошлом году в Москве в проекте приняли участие 60 учебных заведений, а в этом году количество участников достигло 300. В Петрозаводске – 75. В Санкт-Петербурге более 200 учебных заведений. Этот проект мы проводим совместно с компанией UPM, одним из крупнейших производителей бумаги в мире, также нас поддерживает компания «Nestle», логистическая компания «Грузовичкофф» и некоторые общественные организации, которые связаны с проблемами экологии.

Каким образом реализуются программы?

Мы пытаемся привлечь население к идеям ответственного отношения к природе и экологии через воспитание детей. На наш взгляд, это самый эффективный способ. Мы поощряем участников нашего проекта за то, что они приносят макулатуру. Действует призовая система: подарки, призы. Также мы проводим экологические уроки, у нас есть координаторы проекта в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске и привлеченные общественные экологические организации, которые организуют уроки в школах. Более того, проект поддерживается на государственном уровне. В Москве мы получили поддержку от Департамента Природопользования, нас заметила Московская Городская Дума. Проект живет, работает и приносит пользу.

Расскажите о текущих проектах модернизации оборудования в SFT Group?

Мы завершили два проекта на Алексинской картонно-бумажной фабрике. Там модернизация была связана с картоноделательной машиной и оборудованием, которое производит переплетный картон.

Если говорить о направлении производства гофроупаковки, то на «Фамадар Картона Лимитед» в Таганроге мы недавно запустили автоматическую линию по производству 4-клапанных ящиков с возможностью нанесения печати до трех цветов, в данный момент мы реализуем проект по модернизации гофролинии для увеличения ее производительности и повышения качества продукции (гофрокартона) на этой линии. Также на «Фамадар Картона Лимитед» запланированы проекты, связанные с модернизацией линии по производству гофрокартона. Если говорить о «Картонтаре», то недавно мы запустили последнюю разработку компании BOBST - это автоматическая линия по производству 4-клапанных ящиков, и до конца 2016 года на предприятии запланированы установки другого нового оборудования.

Работа «кипит»!

Хочется еще раз отметить, что каждое наше предприятие участвует в социальной жизни тех регионов, в которых находится. Один из последних проектов: акция в Твери, приуроченная ко Дню защиты детей. Праздник назывался «Картонник», где дети выражали свое творчество, создавая всевозможные поделки из гофрокартона, произведенного на Каменской БКФ

Также на обувной фабрике в С-Петербурге, где работают люди с ограниченными возможностями, был реализован проект под названием «Пара за пару», в который вложились люди с активной социальной позицией. В результате фабрика будет шить для этих людей обувь, а вторая пара будет направлена нуждающимся семьям. Мы для этого проекта придумали конструкцию и дизайн печати упаковки.

Наконец, в офисе управляющей компании 1 июня мы провели мероприятие для детей сотрудников. Сделали познавательно-развлекательный праздник с увлекательными лекциями об истории бумаги, о том, как она производится сейчас, и провели мастер-класс, который мы организуем в школах в рамках «Бумажного БУМа» под названием «Как сделать бумагу своими руками», и завершили праздник сладким столом для детей…

Коментарии

    Лучшие статьи
    и новости компаний
    Подписывайтесь
    Дадим сигнал, когда появится
    что-то суперстоящее.
    Спасибо, не надо