Статья

img
Анастасия Громова
Главный редактор

Современные тренды рынка СТМ

11 апреля 2017 в 04:05 2173

На прошлой неделе закончилось самое главное событие российской индустрии СТМ – международная выставка товаров, реализуемых под собственной торговой маркой, объединяющая представителей всех участников этого рынка. В рамках мероприятия, которое принимало посетителей 5-6 апреля в Крокус Экспо, успешно прошел саммит Retail Connect Summit, включающий конференцию, где представители крупных сетей, производителей и т.п. делились своим опытом, взглядами на существующую действительность рынка собственных торговых марок и прогнозами на будущее.

В первый день конференции прозвучало несколько точек зрения на современные тренды СТМ и особенности развития этой отрасли.

Модератором первой части конференции выступил Сергей Хитров, ведущий аналитик «РБК Исследования рынков», он сразу обозначил ключевые моменты предстоящей дискуссии, отметив, что новые экономические условия в России открывают новые возможности для индустрии СТМ.

По мнению большинства выступающих, одним из ключевых факторов развития СТМ на сегодняшний день остается тенденция покупателя к экономии, это связано и с кризисом в стране, в том числе. Например, Анна Шеина, руководитель группы по работе с предприятиями розничной торговли компании «Nielsen Россия», в своем докладе «Тренды в поведении российских покупателей СТМ» отметила, что 85% покупателей заявляют, что находятся в кризисе, и это становится причиной перехода на частные марки. Об определенном влиянии экономической ситуации в стране на выбор покупателей сказал и Николай Москвитин, ведущий эксперт GfK по частным маркам. По его словам, с наступлением кризиса, покупатель начал оптимизировать свою корзину, переходя на частные марки и промо продукцию. Что касается непосредственно категорий товаров, то наибольшей популярностью, по данным А. Шеиной, пользуется ватно-бумажная продукция, стал набирать обороты сегмент детских подгузников, а также средств личного ухода. В качестве самой востребованной категории Н. Москвитин обозначил товары повседневного спроса. Также спикер добавил, что начала активно развиваться бакалея. Не сдвинулось с места только детское питание, покупатель по-прежнему выбирает для своих детей только брендированный товар.

Что касается основных трендов на рынке СТМ, то, пожалуй, экологичность и ориентир покупателей на здоровое питание назывались наиболее часто. Ольга Мурогова, старший аналитик Euromonitor International, отметила, что покупатель стал следить за своим здоровьем и делать выбор в пользу «чистых» продуктов, не содержащих ГМО, искусственные добавки, жиры и т.п., и это давно уже стало мировым трендом. Интересным фактом поделился Роман Шалимов, директор по исследованиям Tochka Rosta Research&Testing. В рамках своего доклада «Ритейл России vs США: сравнение двух индустрий private labels» он рассказал, что при актуальности этого тренда во всем мире и, тем более, в Америке, далеко не каждый американский покупатель может позволить себе «здоровое питание». Причина простая: многие натуральные продукты требуют определенного образа жизни и социальных условий. Тогда как большой процент посетителей супермаркетов и дискаунтеров не имеет в своих квартирах даже полноценной кухни.

Однако вернемся к российским реалиям. По данным, озвученным А. Шеиной, 67% российских потребителей ответили, что следят за своим здоровьем для предупреждения таких заболеваний, как диабет, атеросклероз, ожирение и т.п. Поэтому они выбирают полезные продукты. Одно хорошее замечание спикера: по мнению обывателя, чем меньше ингредиентов указано на упаковке, тем полезнее продукт, так как он не содержит ничего лишнего. Анна отметила также, что покупателю не хватает информации о продукте, поэтому и производители, и ритейлеры должны уделять большое внимание всем каналам информации от надписей на упаковках и стендах в магазинах до рекламы в соцсетях.

В ходе конференции не раз отмечалось, что помимо заботы о собственном здоровье покупатель стал более сознательным в отношении экологии и заботы об окружающей среде. Поэтому для него стали иметь значение такие параметры, как экологичность продукта, перерабатываемость упаковки и т.п.

Итак, очевидно, что с меняющимися условиями, которые в настоящее время характерны для нашей страны, любая отрасль должна быть готова улавливать малейшие изменения. Так и индустрия СТМ, находясь под влиянием не только экономических факторов, но и современных, в том числе, мировых трендов, должна постоянно предлагать покупателю то, что будет для него выгодно и актуально. Среди главных задач отрасли можно назвать повышение качества продукции, использование натуральных ингредиентов, улучшение лояльности покупателей и их информированности о том или ином продукте.

Теги:
Лучшие статьи
и новости компаний
Подписывайтесь
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо