Статья

img
Анастасия Громова
Главный редактор

О ситуации на российском рынке картонной и гофрокартонной упаковки

16 марта 2016 в 03:03 2013

14 марта 2016 года в Торгово-Промышленной палате РФ состоялась конференция «О ситуации на российском рынке картонной и гофрокартонной упаковки», организаторами которой выступили комитет ТПП РФ по лесному комплексу, полиграфической промышленности и упаковке и некоммерческое партнерство «Национальная конфедерация упаковщиков».

На мероприятии собрались ведущие представители крупных компаний-производителей картона и гофрокартона. Модерировали конференцию Александр Бойко – председатель Подкомитета ТПП по развитию упаковочной индустрии и генеральный директор «НКПак», и Владимир Чуйков – президент «НКПак», председатель совета директоров Группы предприятий «Готэк».  Главными темами для обсуждения стали пути преодоления кризисной ситуации; в частности, всех участников заседания волновала актуальная тема отмены экспорта макулатуры и основные ожидания на 2016 год.

О ситуации, сложившейся на сегодняшний день в рамках рынка гофропродукции в России, и прогнозах на текущий год рассказал член экспертного совета «НКПак» Юрий Владимирович Алпеев.

По словам эксперта, развитие рыночной ситуации в прошедшем году определили такие факторы, как санкции, низкая цена на нефть, негативная геополитическая обстановка, стагнация спроса на упаковку, высокая ключевая ставка Центробанка, рост цен на упаковку и макулатуру, высокие процентные ставки по кредитам и девальвация рубля. Несмотря на такую тяжелую экономическую ситуацию и общее снижение товарооборота, объемы производства остались на том же уровне. По итогам 2015 года (по сравнению с 2014), производство ящиков и коробов из гофрокатрона выросло на 1,3%, а производство тарного картона упало на 4,2%. Реализация программы по импортозамещению в отраслях, попавших под наложенные на Россию санкции, и обесценивание рубля позволили сохранить стабильность в отрасли, отметил Юрий Владимирович, добавив также, что по данным Росстата, прирост цен на ящики и коробки из бумаги и картона в декабре 2015 года составил 29%.

Ю. Алпеев указал на тенденцию значительного расслоения цен между производителями, которое привело к распаду участников рынка на две ярко выраженные группы: интегрированные игроки (те, у кого цена свыше 21 рубля за квадратный метр без учета НДС) и неинтегрированные игроки (те, у кого цена ниже 19 рублей, так же без учета НДС). Однако, как уже говорилось ранее в «НКПак», важно учитывать не только объемы производства, но и уровень маржинальной доходности, которого, к сожалению, на данный момент недостаточно. По словам докладчика, оптимальная маржинальная доходность должна оставаться на уровне не ниже 0,074 евро/м2.

Ю. Алпеевым также был затронут наболевший вопрос старения производственного оборудования, обновление которого в скором времени потребует от предприятий больших валютных вложений.

Что касается ожиданий на 2016 год, то для рынка гофроупаковки докладчик прогнозирует новые трудности, связанные с повышением уровня инфляции, падением покупательной способности населения, снижением ВВП. По прогнозам Минэкономразвития, в 2016 уровень инфляции поднимется на 9,3%, ВВП сократится на 0,8%. Это станет новым ударом для производителей упаковки и, по мнению «НКПак», в конечном итоге, приведет к сокращению производства гофроящиков на 0,4-2,5%, а товарного гофрокартона на 2,4% по сравнению с прошлым годом. На этом фоне велика вероятность дальнейшего еще более очевидного расслоения среди компаний на рынке гофротары. Многим неинтегрированным производствам придется покинуть рынок, в том числе, по причине установки большими предприятиями новых бумагоделательных машин. 

Далее докладчик обратился к актуальному на сегодняшний день вопросу вторичного сырья, в частности, особое внимание он уделил введенному четырехмесячному запрету на экспорт макулатуры в декабре 2015 года. По мнению Алпеева, декабрьский закон дестабилизирующе повлиял на рынок гофрокартона. Если бы шаги в эту сторону не были предприняты, то рынок мог естественно эволюционировать в сторону извлечения макулатуры из труднодоступных источников, производители имели бы возможность отрегулировать структуру сбора макулатуры. При действующем запрете на экспорт, по словам выступающего, будет наблюдаться выраженный профицит макулатуры, и, как следствие, снижение цен и на вторсырье, и на готовую продукцию.

В заключение своего доклада Юрий Владимирович Алпеев призвал всех участников рынка гофропродукции и тарно-картонной макулатуры объединить усилия и настроить общий вектор развития отрасли.

Комментарии относительно дестабилизирующего влияния отмены экспорта на рынок вызвали несогласие со стороны Члена Правления «Лиги переработчиков макулатуры» Дениса Кондратьева, который назвал этот закон «уникальным антикризисным решением», направленным на борьбу с финансовыми махинациями и неоправданным завышением цен на сырье.

Председатель Наблюдательного совета SFT Group Анатолий Штейнберг прокомментировал выступление Юрия Алпеева, отметив, что противопоставление интегрированных и неинтегрированных игроков антагонично и неправильно, поскольку участники рынка должны понять свое единство. Усилия игроков должны быть направлены на консолидацию вне сообщества интегрированных или неинтегрированных производителей. Идею об объединении отрасли также поддержал Андрей Гурьянов, Президент «Лиги переработчиков макулатуры». «Специфика нашего сегодняшнего совещания – это общие точки роста. Уходя в обсуждение внутреннего рынка, мы уходим от глобальных целей», - сказал он. Среди важных проблем, достойных внимания, Гурьянов назвал внешние факторы, такие как рост доли пластика за последние пять лет на 5%, законодательные инициативы, требующие рассмотрения и осмысления, а также необходимость формулирования и решения задач бумажной отрасли. 

Главные предложения Лиги ПМ представил в своем докладе Максим Новиков. В начале своего выступления он отметил, что ни одно предприятие отрасли, независимо от масштаба и представленности в регионе, не способно решать свои проблемы, которые накапливаются с 2008 года и заключаются в недостаточной оптимизации внутренних издержек, повышении цен на сырье, увеличении цен на конечный продукт, снижении рентабельности и сокращении оборотных средств. На фоне подобных трудностей страдает целая отрасль, в частности, они создают низкий сбор макулатуры, увеличение ее потребления до 15% в год, спрос на экспорт до 15%.

Для защиты рынка макулатуры Лига ПМ запустила тактику введения временного запрета на экспорт макулатуры, стратегию отмены НДС и НДФЛ, что, по мнению Максима Новикова, будет способствовать увеличению сбора макулатуры, прозрачности бизнеса, внедрению новых игроков и инвестиций.

Предложения Лиги ПМ поддержал генеральный директор ОАО «Тароупаковка» Олег Борисович Таланов. Отметив при этом, что санкции, скорее всего, не повлияют на конечную цену продукта, это можно объяснить спецификой отечественного рынка, где даже в условиях снижения цены на макулатуру, цена на картон не изменится.

На сегодняшний день, в силу высокой конкуренции на рынке, 30% мощностей по производству гофрокартона не загружены. При таких условиях вертикально-интегрированные компании оказываются намного сильнее производителей товарных картонов, не имеющих своих производств гофрокартона. Для того чтобы естественная убыль последних не превратилась в их почти полное исчезновение, а вертикально-интегрированные компании не захватили рынок, по мнению Таланова, компаниям, производящим картон и гофрокартон, нужно объединиться с неинтегрированными комбинатами для их усиления.

Общие выводы заседания свелись к тому, что компаниям-производителям необходимо улучшать и расширять ассортимент производимой продукции, консолидировать усилия для дальнейшего инвестирования в модернизацию производства, добросовестно конкурировать между собой и избегать противоречий между интегрированными и неинтегрированными игроками, учитывая интересы каждого участника рынка.

Подводя итоги, важно отметить, что и «Национальная конфедерация упаковщиков», и «Лига переработчиков макулатуры» одновременно заявляют о необходимости создания более прозрачного рынка, а также возможности более тесной встречи, целью которой должен стать поиск общего вектора взаимодействия, способствующего интенсивному росту и развитию рынка картонной и гофрокартонной упаковки.

Теги:
Лучшие статьи
и новости компаний
Подписывайтесь
Дадим сигнал, когда появится
что-то суперстоящее.
Спасибо, не надо